Избирательный залог и избирательный порог в ходе выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
С 29 октября 2019 года на общественном обсуждении находится проект конституционного Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Инициаторами законопроекта являются депутаты ЖК КР Жээнчоров М, Масалиев И., Никитенко Н., Бекешев Д., Акаев Ж.
В соответствии с предлагаемым законопроектом инициаторы предлагают снизить избирательный порог для политических партий для допуска к распределению депутатских мандатов в Жогорке Кенеше Кыргызской Республики, а также снизить сумму избирательного залога.
Напомним, что до 2017 года избирательный порог для допуска к распределению депутатских мандатов составлял 7% в целом по республике. В 2017 году депутатами ЖК КР был принят ряд изменений и дополнений в конституционный Закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» в числе которых был также повышен размер избирательного порога с 7% до 9% в. При этом следует отметить, что указанная норма вступает в силу с 01 января 2020 года.
В целом следует признать, что инициатива по снижению размера избирательного порога должна найти широкий отклик как среди политических партий, так и среди избирателей в целом. Так, в случае снижения избирательного порога повысится количество политических партий и сил, которые будут представлены в парламенте, что обеспечит плюрализм мнений в ходе принятия решений. При этом также повышается количество голосов избирателей, чьи интересы будут представлять политические партии, в пользу которых избиратели проголосовали в ходе выборов.
На примере прошедших в 2015 году выборов депутатов ЖК КР можно увидеть, что если бы в 2015 году избирательный порог составлял 9%, то политические партии «Ата Мекен» и «Бир Бол» не были бы допущены к распределению депутатских мандатов. Так в 2015 году за политическую партию «Ата Мекен» проголосовало 7,55% избирателей, принявших участие в голосовании, а за партию «Бир Бол» проголосовало 8,34%, а общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании составило 1 630 125 человек. Таким образом, в случае если бы в 2015 году действовал 9% порог, то 15,9% от общего количества избирателей, принявших участие в голосовании, не имели бы своих представителей в высшем законодательном органе страны.
Если же исходить из избирательного порога в размере 5%, который предлагают инициаторы, то если бы такой порог существовал в 2015 году, то в действующем созыве ЖК КР была бы также представлена политическая партия «Бутун Кыргызстан- Эмгек», которая в 2015 году получила 6% от общего количества избирателей, принявших участие в голосовании.
В отношении избирательного залога следует отметить, что до апреля 2015 года сумма избирательного залога для политических партий, желающих принять участие на выборах депутатов ЖК КР составляла 5 000 расчетных показателей, то есть 500 000 сом. В апреле 2015 года избирательный залог для выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики был повышен и составил 50 000 расчетных показателей, то есть 5 млн. сом. Так в ходе выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в 2015 году политические партии уже вносили избирательный залог в размере 5 млн. сом. В соответствии с предлагаемым проектом закона инициаторы предлагают снизить сумму избирательного залога с 5 млн. сом до 1 млн. сом.
В этой ситуации необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства. Так,сумма избирательного залога для кандидатов в Президенты Кыргызской Республики в настоящее время составляет 1 млн. сом. В свою очередь инициаторы предлагают установить такую же сумму, то есть 1 млн сом избирательного залога на выборах депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Насколько это соответствует реальной ситуации предстоит выяснить. Так, размер расходов из республиканского бюджета в ходе выборов Президента КР и в ходе выборов депутатов ЖК КР отличается, поскольку организация и проведение выборов ЖК КР предполагают большие расходы. Также не следует забывать и о том обстоятельстве, что в случае принятия закона КР «О политических партиях», который предлагает государственное финансирование политических партий, денежные средства, внесенные политическими партиями в качестве избирательного залога, впоследствии могут быть направлены для финансирования самих политических партий.
Автор статьи – эксперт по избирательному праву ОФ “Гражданская платформа” Канышай Мамытова.