Власть хотят конституционно расщепить

August 1, 2016

Власть хотят конституционно расщепить

Проект закона «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» почти готов. По словам лидера фракции СДПК Исы Омуркулова, проект готовят 4 фракции — СДПК, «Кыргызстан», «Онугуу-Прогресс» и «Республика — Ата-Журт» (без фракций «Ата Мекен» и «Бир Бол»).

Если говорить о сроках, референдум будет совмещен с выборами в местные органы власти, которые запланированы на конец ноября 2016 года. Идеологической завесой изменениям будет пересмотр «высших ценностей», которые достались нам от «отчима» действующей Конституции, то есть Текебаева.

Идея изменения Конституции появилась еще осенью 2014 года. Уже тогда был заложен один из замыслов — укрепление власти премьер-министра. В декабре 2014 года на итоговой пресс-конференции Атамбаев не отверг напрямую изменение Конституции. Но времени впереди было еще много, поэтому вопрос не требовал безотлагательного решения.

Тем не менее, группу по внесению изменений формально возглавил глава правящей на тот момент коалиции Феликс Кулов. Кроме укрепления вертикали исполнительной ветви власти большой блок касался укрепления власти лидеров фракции и партии. Процессу активно помогали Текебаев и тогдашний глава президентского аппарата Нарымбаев. Похоже, именно последние два обстоятельства сыграли роль в том, что президент остыл к конституционной реформе и приостановил процесс в конце июня 2015 года.

6 ноября 2015 год Атамбаев выступил с посланием новому созыву Жогорку Кенеша. Он опять поднял тему изменений в Конституцию. «Нужно сократить полномочия президента и переходить к парламентскому правлению», – суть его обращения к депутатам. Примерно эти же аргументы он повторил на итоговой пресс-конференции 24 декабря 2015 года.

Окончательное решение об изменении Конституции и ее идеологическое обрамление были приняты в апреле этого года.

Для того, чтобы понять какие цели могут скрываться за референдумом, нужно ответить на пару вопросов: а) к чему привела нынешняя Конституция; б) чего добивается президент.

На первый вопрос ответить легко — нынешняя Конституция привела к усилению возможностей президента, который оказался над другими ветвями власти. Это произошло в первую очередь как из-за слабости собственно парламента, так и соответственно порождаемого им коалиционного правительства. Кроме того, контроль президентом репрессивно-силовых органов и вопросов внешней политики довершил бессилие Жогорку Кенеша.

Конечно, это далеко не автократия и тем более не диктатура — решения президенту нужно согласовывать, выторговывать, а также уговаривать и давить. Тут опасения Атамбаева в случае избрания следующего президента с диктаторскими поползновениями при особенностях нынешней Конституции вполне понятны — следующего президента стоит опасаться, если ничего не менять.

Чего хочет Атамбаев? Фундаментальная цель референдума — закрепление конструкции постатамбаевской эпохи. А что может быть надежней, чем присутствие своих сторонников во всех ветвях исполнительной, законодательной и судебной ветвях власти и создание устойчивой конструкции сдержек и противовесов между ветвями власти.

За последние месяцы Атамбаев произвел множество кадровых назначений в этом направлении — близкий человек стал главой Антикоррупционной службы ГКНБ, работники его аппарата возглавили Счетную палату и ЦИК. Сюда нужно прибавить председателя Нацбанка, нового главу МВД. Словом, на ключевых позициях, как минимум до 2021 года будут находиться его люди. Именно об этом говорит 2 статья, пункт 8 законопроекта «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики».

Осталось решить вопрос с генеральным прокурором, срок полномочий которого равен 7 годам. По проекту изменений Конституции, снятие генерального прокурора президентом через Жогорку Кенеш становится трудновыполнимой задачей. Другими словами, если Атамбаев назначит генпрокурора в этом или следующем году, он может пересидеть следующего президента.

Какова же будет будущая роль Правительства и Жогорку Кенеша?

Роль премьер-министра возрастает, особенно если у него будет политическая база в парламенте. Так, в новой редакции предлагается, чтобы премьер-министр и вице-премьер-министры сохраняли за собой мандат депутата. Усилится и ЖК, а в нем укрепится роль коалиции большинства за счет стабильности — развалить его становится трудно, дорого и невыгодно.

Словом, кто бы ни стал следующим президентом, он будет окружен людьми Атамбаева как минимум большую часть своего президентского срока. В то же время полномочий у премьер-министра будет недостаточно, чтобы подмять другие ветви власти. В Жогорку Кенеше для принципиальных и важных решений нужно будет больше консенсуса среди депутатов.

Куда же тогда смещается центр власти по новой Конституции? Скорее, одного центра как такового и не будет.

Другой важный вопрос — останется ли Атамбаев как политик в постатамбаевской эпохе? Сам он ранее заявлял, что не будет продлевать свой президентский срок или работать в будущем премьер-министром. Однако несомненно, что влияние на будущие властные институты он будет иметь возможности.

Возможно, ответы на некоторые из этих вопросов даст съезд СДПК, который пройдет в ближайшее воскресенье в Чолпон-Ате.

http://kg.akipress.org/news:1194858?from=kgnews&place=newstopic