МВД предлагает привлекать к ответственности за «разжигание политической вражды»
13 января 2021 года на сайте http://koomtalkuu.gov.kg/ru/view-npa/780 был размещен законопроект, предусматривающий поправки в статьи 314 и 315 Уголовного кодекса КР и Уголовно-процессуального кодекс КР.
Согласно проекту Закона, предлагается в статье 314 Уголовного кодекса КР предусмотреть ответственность за создание, руководство экстремистской организацией, деятельность которой сопряжена с возбуждением «политической» розни, а также за склонение и вербовку.
При этом, предлагается уголовная ответственность за нарушение указанной нормы для других физических лиц – от 2 лет 6 месяцев до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет.
Как указали разработчики законопроекта, целью настоящего является приведение уголовного законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности в соответствии с Конвенцией Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму, Законом КР «О противодействии экстремистской деятельности», а также совершенствования уголовно-правовых норм за вербовку, склонение в деятельность экстремистских организаций и ответственности за финансирование экстремистской деятельности.
Что же такое экстремизм
Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам.
Экстремистская организация – общественные объединения или религиозные организации, либо иные организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности
Согласно Закону КР «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность (экстремизм) это деятельность общественных объединений или религиозных организаций, либо иных предприятий, организаций и учреждений, а также средств массовой информации независимо от форм собственности, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной (этнической) или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы и т.д.
Закон был принят в 2005 году и предусматривал меры по противодействию экстремизму, которая позволяет восстановить нормальное состояние в обществе и нейтрализовать опасность.
Организация массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам политической в отношении какой-либо социальной группы также относится к экстремистской деятельности.
Конечно же, неправительственные организации рассматривают данную законодательную инициативу как дискриминацию по политическим убеждениям, а также возможным преследованием в рамках предлагаемых поправок в Уголовный кодекс КР и Уголовно-процессуальный кодекс КР.
И это правильно, так как по итогам референдума Кыргызстан переходит из парламентской формой правления в президентскую, где власть будет сосредоточена в одних руках.
Ведь накануне проведенных выборов расширение деятельности, относящихся к экстремистской деятельности порождает негативное отношение к законодательной инициативе, и не важно является ли эта инициатива в рамках действующего закона или это направлено для «усмирения» инакомыслящих граждан.
Мы все должны помнить, что сверхконцентрация власти – это действительно опасная тенденция, в нашей стране это бывало неоднократно. Как правило, это вело или к застою, или митингам.
Попытки выстроить власть под конкретного человека в любом случае опасны. Если они и не принесут проблем в текущей жизни, то можно не сомневаться, в ближайшем обозримом будущем они создадут огромные проблемы и для самой страны, и для конкретного человека.
Нам же как представителям направительных организаций остается только надеяться, что в случае принятия законопроекта для представителей правоохранительных органов новые нормы не будут предлогом для применения карательных действий и подавления свободы слова в стране за «особое» мнение.