Рус Кырг Eng

Проведено исследование по определению спроса на Открытые Данные в Кыргызстане

Проведено исследование по определению спроса на Открытые Данные в Кыргызстане

На сегодняшний день в Кыргызстане, отсутствие качественной и детальной информации затрудняет работу потребителей, которые занимаются проведением исследований, составлением аналитических отчетов и принятием управленческих решений. Зачастую работа над гуманитарными проектами и проектами по привлечению инвестиций требует детального описания ситуации в той или иной сфере. Нехватка данных негативно сказывается на социально-экономическом положении страны.

Ни для кого не секрет, что отсутствие открытых данных и детальной информации ведет к ухудшению качества принимаемых решений как для правительства, так и для обычных граждан и бизнеса.

Так, под эгидой Государственного комитета информационных технологий и связи Кыргызской Республики было проведено актуальное исследование «Определение потребностей и спроса на открытые данные».

Целью данного исследования было определение спроса и предложения на открытые данные, а также, как и где эти стороны предложения и спроса на открытые данные будут соприкасаться.

Соответственно поставленным целям, были определены основные задачи исследования:

  • Определить какими данными пользуются участники;
  • Выяснить какие ресурсы для поиска информации используют респонденты;
  • Определить какие форматы наиболее удобны для пользователей данных;
  • Выяснить с какими трудностями сталкиваются участники при поиске информации;
  • Определить какие проблемы стоят перед государственными органами в части раскрытия информации;
  • Дать рекомендаций по совершенствованию процесса открытия государственных данных.

Для выявления спроса на открытые данные и определения того, какие данные необходимы населению и в каком формате они должны быть предоставлены, было проведено количественное и качественное исследование методами: телефонного опроса, on-line опроса и фокус-групповых дискуссий.

Всего в рамках опроса участвовало 414 человек, из них 200 человек были опрошены в рамках телефонного опроса, 55 человек было опрошено в рамках On-line опроса и 159 человек в рамках фогус-групповых дискуссиях (ФГД).

Из числа опрошенных, доля женщин в опросе составила 45,7% (189 человек). Согласно методологии опроса, данная доля не должна быть менее 40%. Возраст участников опроса так же не должен был быть менее 18 лет. Фактически средний возраст участников составил 42,6 года. На диаграмме ниже представлено распределение возраста участников телефонного и on-line опросов по возрастным группам.

 

Диаграмма 1. Распределение возраста респондентов принявших участие в опросе

 

 

В рамках исследования были применены количественный и качественный методы сбора информации.

В рамках количественного метода была собрана информация о потребности в открытых данных, ее виде и формате предоставления. Детально, результаты исследования представлены в соответствующем разделе.

Можно отметить, что на текущий момент 71% пользователей, из опрошенных, являются обычными потребителями, без специализированных знаний программирования. Для данных потребителей важно получать данные в качественном, машиночитаемом формате (word, excel, PDF). Для 29% опрошенных необходим формат данных, в котором они могут, во-первых, автоматизировать процесс получения данных и во-вторых, автоматически проверить его качество.

Респонденты, в основном, используют данные по своей работе, для исследований, аналитики или подготовки отчета, или презентаций, в совокупности 86,6%. Только 13,4% усилий по поиску информации, среди опрошенных, направлена на личные цели. Для примера, получение паспорта, поиск информации по визам, данные о местах и услугах, которые можно оплатить кредитной картой и т.д.

Распределение спроса на открытые данные примерно равномерное среди всех выделенных групп данных. Существенное отклонение спроса представлено только на данные о деятельности судебных органов, спрос на которые ниже в 2 раза от средних показателей. Всё остальное распределение в рамках 12% от средних показателей.

Важно отметить, что респонденты заинтересованы в открытии данных. 86% опрошенных ожидают появления большего количества наборов данных. Заинтересованность в открытии данных в сравнении с использованием данных варьируется от 4% до 22%. Самыми ожидаемыми можно отметить данные о деятельности международных донорских организациях.

Вторая часть исследования была направленна на получение качественной информации. Однако, несмотря на то, что целью исследования было определение спроса и предложения на открытые данные, а также как и где стороны предложения и спроса на открытые данные будут соприкасаться, в рамках фокус-групповых дискуссий, в основном, обсуждались проблемы, связанные с получением этих данных.

 

На текущий момент наблюдается очень низкий уровень развития «открытых данных». Многие участники исследования отметили проблемы при поиске информации на официальных сайтах государственных органов. Отсутствие постоянного обновления и наличие неактуальных данных. Недостаток детализированной информации, по мнению респондентов, свидетельствуют о закрытости данных ведомств от общества.

 

Открытые данные, чаще всего представлены на сайтах государственных органов, но люди и из-за плохой информированности обращаются в государственные учреждения. Официальный письменный запрос информации занимает много времени и требует постоянного контроля от запрашивающей стороны, при этом велика вероятность получения не совсем релевантного ответа в неудобном формате. Точно так же наблюдается низкая степень взаимодействия внутри государственных органов, что сказывается на оперативности и качестве данных.

В совокупности было определено 3 основных вывода о проблемах потребителей:

  1. Пользователи открытых данных не знают, что такое открытые данные и какими они могут быть.

В рамках исследования, почти каждая дискуссия или диалог начинались с того, чтобы объяснить респондентам, что такое открытые данные и приводить примеры тех данных, с которыми респондент мог ранее работать. Данное недопонимание будет препятствовать в дальнейшем для общего продвижения проекта и оценки его эффективности.

  1. Пользователи не имеют полноценного представления о деятельности государства и считают, что государственные органы так же не владеют данной информацией, что мешает им полноценно выполнять свои обязательства.

По мнению участников опроса, причины данных проблем заключаются в:

  • Нехватке финансовых средств у государственных органов на привлечение высококвалифицированных специалистов для обеспечения надлежащей работы сайтов и их качественным наполнением;
  • Нежелании государственных органов делиться информацией, т.к. это выявит коррупционные схемы и незаконные источники заработка. Доступ к открытым данным позволит гражданскому обществу контролировать деятельность государственных органов;
  • Отсутствии мотивации со стороны государственных органов, нежелании выходить из зоны комфорта, выполнять дополнительную работу, т.к. они нагружены запросами депутатов и вышестоящих органов;
  • Высокой текучести кадров, отсутствии преемственности в государственных органах.
  1. Существуют значительные сложности в получении открытых данных, а также в их качестве.

Участники исследования отметили следующие проблемы в использовании данных: отсутствие детальной информации в какой-либо области; предоставление старых данных, которые не актуальны на данный момент; предоставление статистических данных в неудобном формате; противоречивость предоставляемых данных.

Причина данных проблем заключается в недостаточной автоматизации процессов при сборе статистических данных, нехватка финансовых средств для более частого проведения исследований по республике.

 

В части рекомендаций по работе с открытыми данными, в рамках исследования определено, что необходимо системное решение проблемы с качеством открытых данных и в рамках комплексных работ необходимо:

  1. Четко определить наборы данных, сгруппировать, разработать удобные каталоги и качественную поисковую систему.
  2. Прописать единую методологию сбора, обработки, хранения и предоставления открытых данных.
  3. Проводить обучение сотрудников, занимающихся работой с открытыми данными, отслеживать их работу, мотивировать и контролировать исполнение.
  4. Наладить систему передачи данных между министерствами и ведомствами.
  5. Использовать жесткие директивные меры по предоставлению открытых данных.

 

Как показали результаты данного исследования по определению спроса на открытые данные, проблемы централизации данных внутри государственных органов имеют место быть. Для их дальнейшего развития необходимо изменять внутренние информационные потоки внутри государственных органов и централизовать информацию в определенных отделах.

В частности, в рамках данного исследования было рекомендовано:

  • Подготовить нормативно-правовую базу по предоставлению открытых данных и определить ответственных лиц в каждом ведомстве для реализации данного проекта;
  • Для оптимизации финансовых средств сократить штат госслужащих, привлекать высококвалифицированных специалистов, либо отдавать некоторые функции (IT) на аутсорсинг;
  • Дифференцировать пользователей информации (население, эксперты и аналитики, журналисты);
  • Для сбора достоверной информации необходимо активно применять современные технологии (чипизация, биометрика).

Это предполагает под собой незначительное изменение структуры государственных органов, изменение методологии и процедур работы. Однако это значительно снизит нагрузку по информационным потокам и увеличит эффективность предоставления данных, что позволит частично устранить проблемы по повышению информированности среди населения.