Рус Кырг Eng

Повторные выборы 2020 в Жогорку Кенеш. Какие поправки необходимы?

Повторные выборы 2020 в Жогорку Кенеш. Какие поправки необходимы?

4 октября 2020 года состоялись выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (ЖК КР). Выборы в ЖК КР были проведены с нарушениями, в том числе – подкуп избирателей, контроль над волеизъявлением избирателей, применение административного ресурса на многих избирательных участках – все это привело к негодованию и несогласию политических партий с предварительным подсчетом голосов избирателей.

При подведении итогов голосования из 16 политических партий по предварительным данным ЦИК КР лишь 4 партии преодолели избирательный порог в 7 %. В итоге, все это недовольство привело к массовым протестам и повлекло за собой отставку Правительства КР и признания итогов голосование недействительными ЦИК КР.

Так, согласно статье 38 Конституционного закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», в случае если выборы признаны недействительными и несостоявшимися, кандидат, политические партии по итогам голосования не избраны, назначаются повторные выборы. Повторные выборы в течение одного месяца назначаются ЦИК КР и проводятся соответствующими избирательными комиссиями. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации в течение 7 календарных дней после принятия решения о назначении повторных выборов.

Учитывая, что 6 октября т.г. ЦИК официально признала итоги выборов недействительными, следовательно, до 13 ноября т.г. ЦИК должна официально опубликовать в СМИ информацию о назначении повторных выборов депутатов ЖК КР.

 

Заведомо высокий заградительный барьер

Несмотря на то, что основной смысл пропорциональной системы выборов заключается в представленности в парламенте разных политических сил, представляющих интересы различных слоев населения.

В итоге 12 из 16 партий не преодолели избирательный барьер в 7%. В результате завышенный порог привел к исключению и непредставлению представителей политических партий, за которых отдали голоса 30% избирателей, что в дальнейшем повлекло к нарушению принципов пропорционального представительства.

Учитывая, что повторные выборы должны быть проведены в ноябре 2020 года, целесообразно снизить избирательный порог с 7 % до 3 % и это автоматически будет способствовать избранию качественного состава парламента, или же полному представлению интересов большинства избирателей, тем самым обеспечить состязательность и конкурентность выборов, а также минимизировать факты подкупа избирателей и использования административного ресурса.

 

Как же снизить порог до повторных выборов ЖК КР 2020 года?

Для снижения избирательного порога необходимо внести поправки в статью 64 Конституционного закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», где предусмотрено, что списки кандидатов политических партий, получивших 7 % (внести поправку и заменить цифру «7» на «3») и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании должны пройти в парламент.

И для легитимного решения данного вопроса, необходимо вынести на заседание ЖК КР и в случае наличия положительного заключения всех фракций, ЖК КР может принять данные поправки в полном объеме сразу в трех чтениях, согласно Конституции и Регламенту ЖК КР.

При этом, остается вопрос кворума, так как Конституционные законы принимаются парламентом не менее 2/3 голосов.

 

Снижение избирательного залога

Внесение избирательного залога предполагает порядок выдвижения кандидатов, а также является одним из условий регистрации кандидата и рассматривается как дополнительный фильтр для отсеивания кандидатов, которые в действительности не имеют намерений бороться за избрание, или тех, кто представляет небольшие партии. Избирательный залог в сумме 5 млн. сом является высоким и неподъёмным для политический партий, в связи с чем предлагается снизить залог до 1 млн. сом.

Так, согласно статье 61 Конституционного закона “О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики ” и пункту 30 Положения о порядке формирования, учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда политической партии при проведении выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, утвержденного ЦИК от 26 июня 2020 г.  № 112 политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, из средств своих избирательных фондов вносят в специальный фонд (депозитный счет) ЦИК КР залог в пятидесяти тысяч кратном размере установленного законодательством расчетного показателя (5 млн. сомов).

В целях снижения избирательного залога необходимо внести соответствующие поправки , тем самым снизив его с пятидесяти тысяч кратного до десяти тысяч кратного размера (1 млн. сомов).

 

Голосование по Форме 2

С Формой №2 также можно легко разрешить проблему в целях исключения возможных фальсификаций и манипулирования голосов избирателей. Поскольку в Конституционном законе нет прямого регулирования использования избирателями для голосования по Форме №2 на выборах.

Так, согласно Положению о Единой системе учета избирателей, утвержденному постановлением ЦИК от 11 февраля 2020 года № 38, любой гражданин при намерении голосовать по своему адресу вправе подать в соответствующий участок заявление по Форме № 2 – данная норма была внесена с целью предоставить как можно большему числу внутренних мигрантов осуществить свое избирательное право.

Однако, на этих выборах Форма №2 подверглась большому количеству манипуляции со сменой избирательного адреса и как следствие, искажению волеизъявления граждан в день выборов.

Для исключения фальсификаций итогов голосования, необходимо ужесточить: требования по основаниям для смены избирательного адреса; ограничить сроки подачи заявлений до 10 дней после назначения выборов; в случаях командировок и переездов накануне выборов представлять доказательства в виде справок, билетов и других веских оснований членам ТИК.

Все эти поправки осуществимы ЦИК КР через внесение в Положение о Единой системе учета избирателей, так как данное положение утверждено актом ЦИК КР.

Кроме того, в случае имеющейся возможности рассмотреть вопрос законного использования голосования по Форме № 2 в ЖК КР, необходимо внести поправки в статью 13 Конституционного закона «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Тем самым исключить установленный верхний предел количества избирателей на одном участке в 2500 человек и снять данные ограничения.

 

Почему нельзя сейчас распускать состав ЦИК?

Действующий состав ЦИК КР приложил огромные усилия для осуществления реформы избирательного законодательства. Выявленные нарушения по итогам выборов 4 октября т.г. не являются следствием работы ЦИК КР или их непрофессионализмом. Ведь манипулирование волеизъявлением избирателей, осуществлялось со стороны политических партий.

Со своей стороны ЦИК КР в течение всего избирательного процесса выполнила прозрачно и открыто все функции в полном объеме и в правовом поле.

В этой связи, согласно статье 5 Закона КР «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики» состав ЦИК формируется сроком на пять лет и состоит из двенадцати членов, избираемые ЖК КР.

Учитывая сложившуюся политическую ситуацию в республике, на сегодняшний день ЦИК является легитимным органом также как, и коллегиальный орган ЖК КР.

В случае досрочного прекращения члена ЦИК или всех членов ЦИК, страна рискует остаться без уполномоченного органа, обеспечивающего подготовку и проведение выборов в республике.

В свою очередь, отсутствии кворума депутатов ЖК КР не позволит сформировать новый ЦИК, что, соответственно, продлит срок полномочий депутатов VI-созыва, и как следствие, к нестабильной политической ситуации.

В сложное для страны время крайне важно, чтобы деятельность ЦИК КР была стабильной для проведения конкурентных, справедливых и демократических парламентских выборов, не подвергаясь давлению и узурпации функций ЦИК КР со стороны новых «управленцев» из народа.