ОФ «Гражданская платформа» оценил взаимосвязь между гражданами и депутатами местных кенешей согласно проведенным исследованиям
Общественный фонд «Гражданская платформа» провел социологическое исследование, в ходе которого граждане оценивали прозрачность и открытость деятельности местных кенешей, а также их взаимодействие с электоратом. Непосредственной частью исследования был вопрос о роли граждан в принятии решений на местном уровне, об информированности населения, о доступности и открытости информации, а также механизмы распространения информации.
Данное исследование реализовано в рамках проекта «К подотчетности местного развития – через повышение правового потенциала депутатов местных кенешей и электората» при поддержке Посольства Швейцарии в Кыргызской Республике.
Для сбора информации в исследовании применялись методы анкетирования и глубинного интервью. Согласно разработанной методологии в исследовании приняли участие 500 респондентов, проживающих на территории городских и местных кенешей. В том числе опрошены 10 председателей органов местного самоуправления.
Исследованием были охвачены 10 пилотных субъектов – 6 городов и 4 айыльных аймака Кыргызстана. В качестве пилотных округов были отобраны города: Ош, Майлы – Суу, Каракол, Кемин, Балыкчы и четыре айыльных округа: Кара-Суйский, Узгенский, Араванский и Ноокатский, депутатские корпусы, в которых состоялись выборы весной 2016 года.
По национальному признаку в опросе приняли участие кыргызы, узбеки, русские и представители других национальностей, проживающие на территории Кыргызстана.
По роду деятельности опрошены госслужащие, врачи, учителя, пенсионеры, предприниматели и другие.
По итогам исследования анализировались три ключевых параметра: участие граждан в решении вопросов местного значения и степень их активности; информированность населения о деятельности местного кенеша; результативность и подотчетность деятельности местного кенеша с точки зрения избирателей.
В практической деятельности процесс взаимодействия местных кенешей с населением часто подвергается критике со стороны избирателей, госорганов и представителей гражданского общества. В том числе, в проведенных интервью респондентами не было дано ни одного ответа о практике идеального взаимодействия местных кенешей с населением.
Ответы респондентов показывают, что только ¼ часть населения имеет правильное представление о деятельности местной власти. Большинство респондентов отнесли к местной власти только исполнительные органы МСУ. Это сигнализирует о том, что проблемами людей в основном занимается только исполнительный орган МСУ.
В проведенных интервью были высказаны мнения респондентов, что среди депутатов много молодых людей, которые ранее не сталкивались с вопросами местного самоуправления и не знакомы с нормативно-правовой базой страны.
Респонденты оценили работу депутатов местных кенешей нынешнего созыва на:
- «отлично» 1,4%,
- «хорошо» 11,6%,
- «удовлетворительно» 23,2%,
- «неудовлетворительно» 22,4%.
- Не смогли оценить их деятельность 41,4%
Так, отдельные респонденты отметили, что депутаты нынешнего созыва сами не знают цели своего пребывания в местном кенеше и возможно их участие в выборах было связано с корыстными целями и желанием подняться по карьерной лестнице или желанием иметь авторитет перед сообществом и т.д.
Такие же суждения можно встретить и в ответах экс-председателей местных кенешей. По их мнению, были такие депутаты, которые стали депутатом ради имиджа. На сессиях они участвовали максимум 1-2 раза и более не присутствовали, ссылаясь на состояние здоровья или занятость.
Недостаточное понимание своих полномочий, а также их партийная принадлежность приводит депутатов к сомнениям о правильности своих действий и решений. При непринятии тех или иных решений ссылаются на неодобрение политического совета своей партии, несмотря на то, что это решение являлось законным. Данное мнение выразили экс-председатели горкенешей.
Недопонимание депутатами своих функциональных обязанностей или не придание значения депутатской деятельности приводит к необходимости убеждать друг друга в обязательном участии на сессиях местного кенеша, акцентируя внимание на значимость их голоса, опыта и знаний
Можно сделать вывод о том, что на неэффективность работы представительных органов местного самоуправления оказывает влияние и низкий уровень политической активности граждан, которые не стремятся повысить подотчетность местных кенешей, а также низкие мотивации людей на участие в общественной жизни в целом.
Превалирующее число респондентов получают более полную информацию о деятельности МСУ через СМИ, и только малая часть опрошенных отметили, что могут получить информацию от самих депутатов.
Информация о работе депутатов вновь избранного созыва имеется у небольшой части опрошенных (23%), тогда как большинство респондентов не владеют информацией.
По мнению большинства участников исследования (68,2%), депутаты местного кенеша прошлого созыва не отчитывались перед местным сообществом о своей деятельности. И только 11% опрошенных утвердительно ответили, что депутаты отчитывались перед избирателями один раз в год. 20,8% респондентов не помнят/не знают была ли отчетность депутатов перед избирателями.
При реализации механизма открытости деятельности представительных органов МСУ решающим является не количество используемых информационных технологий и объем информации, предоставляемый в открытый доступ, а результат и польза, который извлекается гражданами и самим представительным органом.
В результате исследования было рекомендовано внедрить систему качества менеджмента работы местного кенеша, которая бы позволила местному самоуправлению эффективно взаимодействовать с населением и приведет к повышению качества и скорости решения проблем местного сообщества. Это позволит местным органам власти завоевать доверие и развить положительный имидж местных органов власти.