Работоспособность нынешней политической системы во многом обеспечивается за счет личностных качеств А.Атамбаева, – руководитель Аппарата президента Ф.Ниязов
Работоспособность нынешней политической системы во многом обеспечивается за счет личностных качеств А.Атамбаева, – руководитель Аппарата президента Ф.Ниязов
Разговоры о том, что до 2020 года действует полный запрет на внесение поправок в Конституцию, – тупая, я бы даже сказал, наглая ложь и примитивная подтасовка фактов. Выдумали даже какой-то несуществующий «общественный договор о моратории на внесение изменений», сказал руководитель Аппарата президента Фарид Ниязов9 августа в интервью АКИpress.
По его словам, запрет распространяется на то, что парламент без ведома народа может вносить поправки.
«А народ имеет это право всегда. Это право у народа никто не забирал. Кто-то пытался решать за народ, но эти люди сейчас сами знаете, где находятся. Те, кто сегодня выступает против внесения поправок, либо когда-то сами с пеной у рта требовали изменения Основного закона, либо это те, кто привык жить на том, что страна зависима от кого-то, либо те люди, которые торговали страной. Есть НПО, которые получали гранты за то, что страна ущербная, конечно им лучше, когда страна будет ущербной и зависимой. А поправки вносятся, чтобы обезвредить мины, которые, как оказалось, есть в Конституции и которые могут поставить крест на независимости Кыргызстана, на стабильности и мире в стране. Поправки вносятся для того, чтобы государство не могло возвратиться назад, чтобы один человек не мог все решать, чтобы не появились новые семейно-клановые режимы. В стране должен быть глава государства – сильный президент, но должны быть также сильный парламент, сильное правительство и справедливые суды. Вносимые поправки ведут к тому, чтобы никто из них не мог подмять под себя всех остальных. Чтобы Президент обеспечивал безопасность и определял внешнюю политику, чтобы парламент и правительство развивали страну, а не жили как кошка с собакой, чтобы взаимодействовали между собой при сохранении главенствующего положения парламента. Тогда все будет зависеть не от одного президента. Это гарантия безопасности и независимости. Удивительно, что эти люди (противники поправок) собрались в одну кучу, и хотят, чтобы страна была зависима от кого-то. Посмотрите список тех, кто там собрался и все сразу станет ясно. Там много тех, кто остался невостребованным тогда, когда Кыргызстан начал делать реальные шаги к независимости, начал развиваться, делать успехи в развитии. Много тех, кто на выборах даже в своих родных селах не набрал даже сотни голосов. Очень хорошо, что они там собрались – пусть народ видит, кто против независимости и против здравого смысла. Кому все равно, что будет со страной, кому важно лишь собственное благополучие», – отметил Ф.Ниязов.
Он напомнил, что предложения внести поправки в Конституцию высказывались с начала работы прошлого V созыва парламента, с декабря 2010 года, когда стали видны первые проблемы работы действующего Основного закона. И непосредственно работа по выработке поправок в Конституцию в обществе проходила все эти 6 лет.
«Я считаю, это было большим достижением страны, что наше политическое руководство страны, включая президента и депутатов, воздерживались 6 лет от внесения поправок в Конституцию потому, что эти изменения должны были созреть. В прошлом году была попытка лидеров фракций внести поправки, глава государства был за то, чтобы обсудить в обществе, но в итоге президент не поддержал, он заявил, что эти поправки еще не назрели. Потому что вносилась такая норма, по которой партии имели возможность исключать депутатов из фракции, менять состав фракции. Еще, по мнению президента, в прошлом году не было найдено решение по судебной реформе. Там предлагались меры, которые не меняли суть в обеспечении безупречности судей. Президент сказал, что надо еще подумать, что необходимо дальше идти в сторону парламентской демократии, все больше и больше приобретать черты парламентской республики, чтобы не было возврата назад. Он говорил, что страна становится на ноги, но она должна быть устойчивой», – сказал руководитель аппарата.
По его мнению, работоспособность нынешней политической системы во многом обеспечивается за счет личностных качеств президента Алмазбека Атамбаева.
«5,5 лет назад Розу Исаковну [экс-президент Роза Отунбаева] затыкали в парламенте. Спикер, когда она выступала с докладом, сказал, что ее время закончилось. Она ответила, что ей нужно еще 10 минут. В итоге ей дали всего 2 минуты. Ситуация в 2011 году: страну трясло. За счет своих личностных качеств президенту Атамбаеву удалось привести политическую систему и саму страну в работоспособное состояние. И даже после этого можно было еще подождать с поправками, но когда пришло решение Комитета ООН по правам человека по Аскарову, обнаружился такой изъян, который уже нельзя обойти стороной. И тогда начались консультации, ведь напрямую встал вопрос национальной безопасности и проблема рисков для независимости Кыргызстана.
Омурбек Чиркешевич [лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев] говорит, что проблем нет. Согласно части второй статьи 41 Конституции слов: «В случае признания указанными органами (международными органами по правам человека) нарушения прав и свобод человека Кыргызская Республика принимает меры по их восстановлению и/или возмещению вреда». Но это искусственно прилепленные слова и несут в себе угрозы! А теперь представьте, что речь пойдет не о деле по убийству человека, как в случае с Аскаровым, а будет касаться межэтнических отношений, межгосударственных дел, когда скажут, что тоже нарушаются права человека? Да, кыргызское государство может отвергнуть предложения международной организации, но общественное мнение уже будет взбудоражено, добавьте сюда влияние зарубежных средств массовой информации. В век интернета! Соответственно пока есть такие мины, ждать еще 4 года, я считаю, безответственно. Что касается приоритета прав человека, предлагаемые поправки не меняют ситуацию, права и свободы человека все равно в приоритете, и действуют непосредственно. Но вносимыми поправками мы должны устранить унизительную зависимость кыргызских судов перед международными организациями. Мы исключаем внешнее вмешательство таким образом», – подчеркнул Ф.Ниязов.
Он добавил, что Конституция менялась часто: в 1993 году, 1996, 1998, потом в 2000 году, 2002, 2004, в 2006 две Конституции было принято, в 2007, потом в 2010 году.
«6 лет впервые в истории выдержали. Выдержали бы дальше, если бы только не начали взрываться мины, заложенные в действующей Конституции. Знаю, деятели из некоторых НПО уже работают над тем, чтобы взорвать и другие мины. Кроме того, повторюсь, что работоспособность нынешней системы обеспечивается во многом только личностными качествами президента. Представьте, если сейчас кто-то из действующих политиков придет на должность президента. Сможет ли он выдержать давление хотя бы родственников, друзей, своих личных бизнес-интересов? Зачем подвергать страну еще раз такому риску? Чтобы страна не зависела от их личных качеств, нужно укрепить систему. Не надо подвергать страну в то, чтобы все зависело от одного человека. Надо сделать так, чтобы никто не поддался соблазну повернуть страну назад, в сторону авторитарного управления.
Еще один из оппонентов А.Турдукулов говорит, что президент обезопасить себя хочет. Но если бы перед Алмазбеком Атамбаевым действительно стояла такая проблема, он мог пойти другим путем. Более легким. Стоит только дать ход многочисленным обращениям от граждан с просьбой остаться на второй срок. Это действительно легко можно сделать. Тогда бы он так пошел. Зачем ему лукавить? Единственная цель Алмазбека Шаршеновича – оставить после себя устойчивую политическую систему и работоспособное государство. Чтобы построение страны свободных людей в Кыргызстане продолжилось», – сказал руководитель Аппарата президента.
http://kg.akipress.org/news:1196528?from=portal&place=last