Рус Кырг Eng

Ф.Ниязов о поправках в Конституцию, судебной реформе, усилении правительства и почему О.Текебаев не принял участие в разработке законопроекта(интервью)

Ф.Ниязов о поправках в Конституцию, судебной реформе, усилении правительства и почему О.Текебаев не принял участие в разработке законопроекта(интервью)

Ф.Ниязов о поправках в Конституцию, судебной реформе, усилении правительства и почему О.Текебаев не принял участие в разработке законопроекта(интервью)

Руководитель Аппарата президента Кыргызстана Фарид Ниязов рассказал в интервью АКИpress о поправках, вносимых в Конституцию. Законопроект о проведении референдума находится на стадии общественного обсуждения. Инициировали документ лидеры фракций СДПК, «Кыргызстан», «Республика — Ата-Журт», «Онугуу-Прогресс».

На вопрос о том, будет ли работать норма об отказе судей от права на тайну переписки в век высоких технологий и при возможности пользоваться другим средством связи, не прослушивающимся уполномоченными органами, Ф.Ниязов сказал, что данная поправка предлагается фракцией «Республика — Ата-Журт» и конкретно ее лидером Омурбеком Бабановым.

«Даже было предложение Омурбека Токтогуловича, чтобы близкие родственники судьи отказались от права на тайну переписки, но понятно, что это невозможно. Предложенная мера многими поддерживается. Я тоже считаю, что эта правомерная норма, ведь судья непосредственно решает судьбы людей, поэтому должен быть отрытым для общества. Прослушивание проводит только уполномоченный государственный орган, определяемый законом, который гарантирует безопасность информации. Если кандидат в судьи или действующий судья будет применять другие средства, тогда это будет, я думаю, уже небезупречное поведение, что ведет к освобождению от должности. Но конкретно в деталях все это будет определяться отдельным законом. Очень важно, чтобы судьи шли в должность с осознанием того, куда они идут. Не «подзаработать» на людских и государственных проблемах, а чтобы принести народу и государству пользу. У судьи очень крутые полномочия, функции и большая ответственность. Судебная реформа идет и там многое еще надо выправлять. В свое время судебная система Кыргызстана отошла от системы правосудия бывшего Советского союза, работоспособность которой обеспечивалась силой КПСС. Мы перешли к размытой системе: она не англо-саксонская, не романно-германская, не кыргызская. А должна быть кыргызская, та, которая принимается народом Кыргызстана. Работа в этом направлении идет четыре года. И там есть серьезные подвижки по законам, по недавним решениям Совета обороны, которые должны дать результат. И предлагаемые в Конституцию требования безупречности поведения судей, в том числе отказ от тайны переписки, оправданы тем, что в судьи будут приходить зрелые и сильные люди. Но повторю, государство обязано будет обеспечить гарантии безопасности личной информации судьи. Это указано в поправках», – сказал Ф.Ниязов.

Говоря о норме, по которой некоторые члены правительства будут оставлять за собой мандат депутата Жогорку Кенеша, руководитель Аппарата главы государства сказал: «Для чего люди должны идти в парламент? Да, есть люди, которые идут в парламент, чтобы обезопасить свой бизнес. Но это не классическая модель, она чисто наша, постсоветская, или модель ряда других развивающихся стран. Рано или поздно это будет угасать. Люди идут в парламент, чтобы взять власть, чтобы реализовать свои проекты и программные цели. Внутри, конечно, могут сидеть личные амбиции человека, но в целом должна быть командная борьба за власть путем принятия законов в парламенте и непосредственно работы в правительстве. Значит, Жогорку Кенеш и правительство должны взаимодействовать друг с другом. Понятно, что определенная доля противостояния между парламентом и правительством должна быть. Но у нас противостояние такое, что как только депутат уходит в правительство, почти всегда как бы оказывается в стане непримиримых противников. Так не должно быть. Такая система выгодна для установления авторитаризма по принципу «разделяй и властвуй». Предлагаемая норма должна положить начало процессу отхода от искусственно раздутого антагонизма между законодательной и исполнительной ветвями власти, но с сохранением контрольных функций и более привилегированного положения парламента.

Если человек идет в парламент, чтобы работать на страну, он будет работать с удовольствием и в правительстве, там больше возможностей продвигать свои цели.

Вместе с тем, высказываются другие опасения по данной норме: не приведет ли она к тому, что правительство потеряет дисциплину. Но тогда зачем образовывается коалиция? Если коалиция создается для того, чтобы ничего не делать, тогда возможно так. На практике серьезные проекты, инициированные правительством, проходят в парламенте с большим трудом. Получается, что премьер приходит к президенту: «Помогите сделать так, чтобы депутаты закон этот одобрили». А представьте, что премьер — лидер главной фракции, его заместители — депутаты из фракций, входящих в коалицию. Тогда до того, как внести проект постановления или закона в ЖК, они между собой поспорят, внесут согласованный вариант, и прохождение законов будет легче идти. Это еще один шаг перехода к парламентской республике. У нас даже принцип разделения ветвей государственной власти интерпретируется неверно. У нас это разделение воспринимают как обязательную вражду.

Приведу пример из другой сферы. Долгое время считалось, что религия отделена от государства: «Все, не трогайте. Это их поляна. Это вот муфтий, это митрополит. Они должны заниматься данным вопросом. А государство не имеет никакого права». А в Конституции написано, что религия не может вмешиваться в дела государства. А государство имеет право и должно регулировать деятельность религиозных организаций. Искусственное разделение религии и государства привело к негативу. И теперь государству приходится с трудом выправлять это положение. Искусственное разделение законодательной и исполнительной власти тоже привело к этому. Поправки, вносимые в Основной закон, — шаг к взаимодействию. Предлагается также увеличить срок образования коалиции с 15 до 25 дней, чтобы было время поработать над программой правительства, найти консенсус по тем или иным разделам предвыборных платформ политических партий, создающих коалицию», – рассказал Ф.Ниязов.

«Есть еще дополнение, по которому в случае утраты коалиции большинства своего статуса, не только правительство, но и спикер уходит в отставку. Это делается для того, чтобы спикер и премьер работали в связке, чтобы коалиция сохранилась, чтобы страна была устойчивее. Это тоже взаимодействие. Сейчас коалиция разваливается, а спикер остается на месте. У парламента в настоящее время царское положение, но при этом взаимодействие между ветвями власти не достаточно обеспечивалось. Вносимыми поправками Правительство усиливается, но усиливается и коалиция. Для страны одинаково важно обеспечивать устойчивость как парламента, так и правительства. Вместе с тем полномочия президента остаются как есть. Кроме него никто не будет решать вопросы безопасности, обороны, представлять страну как глава государства, он является символом единства народа и государственной власти», – отметил руководитель аппарата.

На вопрос о том, почему в разработке поправок в Конституцию не принимает участие лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев, Ф.Ниязов ответил, что в интервью О.Текебаева как-то прозвучало, что сейчас нет необходимости вносить поправки в Основной закон. «Поправки были отработаны и подписаны теми лидерами фракций, которые принимали непосредственное участие. Затем их поддержал лидер фракции «Бир Бол» Алтынбек Турдубаевич Сулайманов. У Омурбека Чиркешовича всегда есть возможность присоединиться», – добавил Ф.Ниязов.

http://kg.akipress.org/news:1196539?from=portal&place=last