Геи, долги и сильный премьер — обо всем, что хотят изменить в Конституции
Геи, долги и сильный премьер — обо всем, что хотят изменить в Конституции
Парламентские фракции предложили внести поправки в Основной закон. Можно ли заключать однополые браки, как будут прослушиваться судьи и что такое высшие ценности, читайте в материале Sputnik Кыргызстан.
БИШКЕК, 2 авг — Sputnik, Таалайбек Ороскулов. В четверг парламентские фракции СДПК, “Республика — Ата-Журт”, “Онугуу — Прогресс” и “Кыргызстан” инициировали проект внесения поправок в Конституцию путем референдума.
Всего предлагается внести изменения и дополнения в 29 статей Основного закона.
Экс-судья Верховного суда Клара Сооронкулова по сравнительной таблице, размещенной на сайте Жогорку Кенеша, пояснила, какие изменения предлагают четыре фракции.
Высоко сижу, далеко гляжу
По предлагаемой редакции в статье 1 Конституции человек объявлен высшей ценностью государства. В части 3 этой статьи “граждан КР обязывают защищать высшие ценности”. При этом определяется, что ни одна идеология не может быть направлена на подрыв высших ценностей государства.
Ранее в этой статье было всего две части. Теперь в первую внесено 9 подпунктов, а во вторую — два. Всего введено 34 понятия высших ценностей, среди которых человек, его жизнь, стремление к счастью, здоровье, забота о родителях и уважение к старшим.
В статье 16 дается уточнение высших ценностей, которые определяют деятельность всех госорганов.
Ну что там в мире творится?
Поправки в статье 6 означают, что решения международных организаций не могут быть выше решений Верховного суда КР. В случая принятия новой редакции Конституции Кыргызстан не будет безоговорочно подчиняться их решениям и выполнять международные обязательства.
Ранее международные договоры по правам человека имели прямое действие и высший приоритет. Теперь же предполагается, что применение международных договоров и норм международного права будет определяться законом КР.
Из статьи 41 изымается норма о возмещении вреда и восстановлении прав и свобод человека, которые международные организации по правам человека признали нарушенными. То есть кыргызстанец может обратиться к ним, но государство вправе их не выполнять.
Дела прокурорские
В части 4 статьи 64 предлагается усилить барьер при увольнении генпрокурора. Теперь освобождение от этой должности требует согласия половины депутатов ЖК. Раньше для этого было достаточно и трети голосов парламентариев. Эта норма закрепляется и в статье 74.
В статье 104 предлагаются поправки в полномочия прокуратуры. Теперь прокурор может надзирать над другими госорганами и возбуждать уголовные дела на их чиновников.
К другим госорганам относятся в том числе Нацбанк, Счетная палата и ЦИК, омбудсмен, Жогорку Кенеш и президент. Этот список определяется конституционным законом.
При этом прокуратура только возбуждает уголовное дело. Расследование будут вести другие органы.
Право уголовного преследования остается у прокуратуры только в отношении военнослужащих.
Ранее она вела надзор и уголовное преследование должностных лиц в органах исполнительной власти и местного самоуправления.
Встать, суд идет!
В статью 26 вводится новая часть, которая определяет порядок применения сроков давности по преступлениям. Ранее их могли применять и следствие, и суд. Теперь это право будет принадлежать только суду.
В статьи 64, 74 и 93 предлагается внести технические поправки, связанные с названием Конституционной палаты, которая ранее писалась с приставкой “Верховного суда” и с названием Совета обороны, который сейчас именуется Советом безопасности.
Кроме этого, вводится и понятие нового органа — дисциплинарной комиссии при Совете судей. В статье 95 прописаны нормы ее деятельности.
Комиссия будет участвовать при освобождении и привлечении к ответственности судьи. В нее войдут представители гражданского общества. Статья 102 предусматривает технические поправки, связанные с введением дисциплинарной комиссии при Совете судей.
Деятельность судов по новой редакции статьи 93 теперь определяется законодательством. Ранее она определялась законом, изданным Жогорку Кенешем.
В понятие “законодательство” также входят указы президента, постановления и нормативно-правовые акты правительства и других госорганов.
По статье 94 теперь судья обязан письменно отказаться от права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Норма действует до тех пор, пока он находится в должности.
При этом прослушивание и просмотр писем, а также использование этой информации, в том числе данных о его частной жизни, определяются конституционным законом.
Ранее такой нормы не было
В статью 96 вносится поправка, по которой разъяснения пленума Верховного суда обязательны для всех судов и судей. Ранее эти разъяснения носили рекомендательный характер.
При этом норма, что акты Верховного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат, убрана из новой редакции.
В статье 97 определены нормы деятельности Конституционной палаты. Согласно им, принятие решения о неконституционности закона принимается КП на основе предварительного заключения, которое отправляется на рассмотрение президенту и парламенту. Если и президент, и Жогорку Кенеш не согласятся с этим заключением, то среди судей Конституционной палаты проводится голосование.
Решение о неконституционности принимается не менее чем тремя четвертями голосов. Если проголосует меньше, то заключение теряет силу.
Исполняющий полномочия президента, выборы главы государства и развал коалиции
По проекту новой редакции статьи 68 исполняющий полномочия президента не вправе быть кандидатом на должность президента на досрочных выборах. Ранее и.о. президента мог участвовать в выборах главы государства.
В статье 70 предлагается норма, которая уже была в Регламенте ЖК. Теперь фракция может выйти из коалиции парламентского большинства, если с этим согласны две трети ее депутатов. Это значит, что выход из коалиции будет затруднен.
В статье 75 части 3 прописывается, что развал коалиции большинства влечет за собой отставку торага Жогорку Кенеша. Таким образом, вводится норма, по которой спикер будет переизбираться каждый раз, как “разваливается” коалиция.
Первая скрипка премьера
В статье 72 предлагается оставлять депутатский мандат у парламентария, назначенного на пост премьер-министра или вице-премьера. Он может голосовать на пленарных заседаниях Жогорку Кенеша. При этом после отставки может вернуться на свое депутатское место.
Ранее исполнительная и парламентская ветви власти не были взаимосвязаны. Депутат, ставший премьером, сдавал мандат и соответственно не мог голосовать на “пленарках”.
Согласно поправке в статье 80, законопроекты, по которым увеличиваются расходы из госбюджета, могут быть приняты парламентом только с согласия правительства. Это значит, что инициативы ЖК будут приняты только после того, как правительство сможет найти деньги и даст свое согласие.
Ранее законопроекты принимались после того, как находился источник финансирования, но согласие кабмина на тот или иной законопроект не требовалось.
В статье 81 усиливается позиция премьера и право вето президента. Законы о республиканском бюджете и налогах могут быть не подписаны президентом в случае обращения премьер-министра. То есть если глава кабмина будет против, то закон отклонят. Ранее президент был обязан подписывать этот закон.
В статье 84 предполагается увеличить сроки выдвижения кандидатуры на пост главы кабмина со дня первого заседания Жогорку Кенеша нового созыва с 15 до 25 дней. Таким образом, срок гипотетического нахождения страны без главы кабинета министров и правительства составляет 100 дней.
В статье 85 предложено усилить барьер для выражения недоверия правительству. Теперь вотум может быть объявлен только при согласии двух третей парламентариев. Ранее его можно было выразить, если с этим соглашалось простое большинство депутатов.
Согласно предлагаемой редакции статьи 86, вопрос доверия правительству может быть объявлен главой кабмина в любое время без ограничений. Ранее он мог поставить этот вопрос перед Жогорку Кенешем не чаще одного раза в год.
При этом норма, по которой президент может отправить в отставку правительство или назначить досрочные выборы в Жогорку Кенеш в случае отказа парламента в доверии кабмину, осталась без изменений.
В статье 87 уточняется норма, по которой при распаде коалиции большинства правительство уходит в отставку. Также уточняется процедура освобождения и назначения члена правительства.
По предлагаемой редакции член кабмина (кроме руководителей, ведающих вопросами обороны и нацбезопасности) может быть освобожден от должности по представлению премьера.
Согласно поправке в статье 80, законопроекты, по которым увеличиваются расходы из госбюджета, могут быть приняты парламентом только с согласия правительства. Это значит, что инициативы ЖК будут приняты только после того, как правительство сможет найти деньги и даст свое согласие.
Ранее законопроекты принимались после того, как находился источник финансирования, но согласие кабмина на тот или иной законопроект не требовалось.
В статье 81 усиливается позиция премьера и право вето президента. Законы о республиканском бюджете и налогах могут быть не подписаны президентом в случае обращения премьер-министра. То есть если глава кабмина будет против, то закон отклонят. Ранее президент был обязан подписывать этот закон.
В статье 84 предполагается увеличить сроки выдвижения кандидатуры на пост главы кабмина со дня первого заседания Жогорку Кенеша нового созыва с 15 до 25 дней. Таким образом, срок гипотетического нахождения страны без главы кабинета министров и правительства составляет 100 дней.
В статье 85 предложено усилить барьер для выражения недоверия правительству. Теперь вотум может быть объявлен только при согласии двух третей парламентариев. Ранее его можно было выразить, если с этим соглашалось простое большинство депутатов.
Согласно предлагаемой редакции статьи 86, вопрос доверия правительству может быть объявлен главой кабмина в любое время без ограничений. Ранее он мог поставить этот вопрос перед Жогорку Кенешем не чаще одного раза в год.
При этом норма, по которой президент может отправить в отставку правительство или назначить досрочные выборы в Жогорку Кенеш в случае отказа парламента в доверии кабмину, осталась без изменений.
В статье 87 уточняется норма, по которой при распаде коалиции большинства правительство уходит в отставку. Также уточняется процедура освобождения и назначения члена правительства.
По предлагаемой редакции член кабмина (кроме руководителей, ведающих вопросами обороны и нацбезопасности) может быть освобожден от должности по представлению премьера.
Если в течение пяти рабочих дней после получения представления президент не издает указ об освобождении, то премьер после консультации с лидерами фракций коалиции вправе освободить члена кабмина своим решением.
Ранее у премьера не было полномочий вносить представление об увольнении министров и тем более освобождать их от должности своим решением.
Также предлагается считать назначенным нового члена правительства, одобренного Жогорку Кенешем, даже если президент не издал указ.
Согласно поправкам в статье 89, усиливается позиция премьера — теперь он сможет назначать и освобождать глав местных государственных администраций. Ранее для этого требовалось согласие местных кенешей.
Однополый брак, гражданство и долги
В статье 36 уточняется, что семья создается только между мужчиной и женщиной, которые могут вступить в брак по достижении брачного возраста. Таким образом, иная форма семьи, например однополая, не будет считаться законной. Гражданский брак при этом не оговаривается.
Поправка в статье 50 предлагает лишение гражданства КР. Согласно ей, теперь кыргызстанца можно лишить гражданства по нормам, предусмотренным конституционным законом. Ранее принудительно лишить гражданства не представлялось возможным.
В статье 20 части 2 приводятся уточнения, по которым гражданина можно ограничить в работе в госорганах или военной службе из-за возраста.
Редакции пункта 5 части 4 статьи 20 и части 2 статьи 24 приведены в полное соответствие с международными стандартами, которые гласят, что “никто не может быть лишен свободы только на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство”.
В предлагаемом проекте эта норма не распространяется на обязательства, не связанные с договорами. То есть человека можно лишить свободы за неисполнение недоговорных обязательств, например, в случае неуплаты компенсации, назначенной судом.
Но эта норма не допускает лишения свободы, например, если должник по объективным причинам не имеет реальной возможности вернуть долг.
Ранее Конституция запрещала лишать свободы граждан за неисполнение гражданско-правовых обязательств, например, за неуплату алиментов или невозвращение долга.
Кумтор вне конкуренции
Статья 2, указанная в сравнительной таблице к законопроекту, не является статьей Основного закона — это закон о введении в действие Конституции, в котором есть исключения о сроках давности.
В части 6 этой статьи говорится, что сроки давности не распространяются на лиц, совершивших преступления, связанные с месторождением Кумтор, и они подлежат привлечению к уголовной ответственности независимо от истечения сроков совершения ими преступных деяний.