Рус Кырг Eng

Поправки в Конституцию: долой права человека!

Поправки в Конституцию: долой права человека!

Поправки в Конституцию: долой права человека!

Любая авторитарная власть стремится увеличить свои полномочия и расширить пределы их распространения, все остальные задачи государства отходят на второй план и рассматриваются лишь постольку-поскольку. Иногда для укрепления власти не совсем хватает ресурсов, особенно нематериальных, так как для выполнения подобных задач нужна глубокая консолидация общества.

Для привлечения на свою сторону народа иногда приходится пробуждать в нем довольно низменные чувства, например национализм, стремление приобрести новые территории (“жизненное пространство”) или даже завоевать весь мир. И массы действительно собираются иногда под такими лозунгами и идеями, как это было в Германии 1930-х годов или в Советском Союзе на всем протяжении его истории.

Чтобы мало кто мог помешать такому ходу событий, нужна всепроникающая государственная пропаганда, когда мозги граждан промываются и наполняются вечными ценностями: сопротивление действиям властей есть противодействие всему народу, это является изменой интересам государства, а любое инакомыслие – служба внешним силам, которые хотят подчинить себе нашу любимую родину.

Именно такой пропагандой занимались власти Кыргызстана последние несколько лет (не зря появились выражения “враг народа” или “слуги шайтана”), сочетая ее с пропагандой стратегического партнера, которая началась гораздо раньше, была более искусной и давно проникла почти в каждую кыргызскую семью через программы множества государственных телеканалов, свободно распространяющих свои сигналы на территории страны.

Подобные меры широко сочетаются и с манипуляциями, когда, например, статистическая служба выдает нужные властям результаты, власти говорят только о положительном прошлом или о прекрасном будущем, для объяснения народу тех или иных спорных явлений или результатов призываются дежурные эксперты, которые в меру своей образованности защищают сложившееся положение дел.

Манипуляции в политике применяются много и часто. Это воспитывается с детского возраста – девочка приглашает мальчика поиграть в песочнице и предлагает ему измазать лицо грязью. Обрадованный мальчик мажется, а потом девочка говорит: “Фу, какой ты неряха!” Точно так же можно предложить двум партиям объединиться или инициировать какой-либо законопроект, а потом обвинить их в том, что они сделали.

Похожей манипуляцией является и введение так называемых “высших ценностей” в статью 1 новой Конституции, которую предполагается принять в скором времени через всенародный референдум. Одним из манипулятивных элементов является и то, что проект закона о назначении референдума и самого законопроекта о внесении поправок в Конституцию, вынесен на обсуждение во время отпускного сезона.

В числе “высших ценностей государства”, которых оказалось около 30, есть такие понятия, как “стремление к счастью”, “образование” или “создание благоприятных экономических, социальных и других условий для гармоничного развития личности”, которые играют роль “засланных казачков”. Кто будет против “здоровья”, “прав и свобод” или “суверенитета”?

Однако в числе “высших ценностей” есть и такие, как “бережное отношение к истории”, “единство народа Кыргызстана” или “любовь к родине”, под неуважение к которым можно подвести любого человека, высказавшего критические суждения относительно политики властей или о творениях ученых-патриотов, которые чуть ли не все прогрессивное в истории человечества приписывают своей нации.

И безымянные авторы таких нововведений в своих инициативах не оригинальны. Примерно то же самое еще в 2012 году предложил в России Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Согласно изданной Центром монографии, в Конституцию России тоже надо ввести около 30 “высших ценностей России”.

Наряду с такими понятиями, как “трудолюбие”, “коллективизм и взаимопомощь” или “любовь и семейность, рождение и воспитание детей, связь поколений”, предлагалось сделать высшими ценностями и “патриотизм и любовь к Родине”, “русскую (российскую) цивилизационную идентичность”, а также “ответственность России за судьбы мира и человечества”.

Кыргызские масштабы несколько мельче, но зато такие ценности вводятся в Конституцию раньше, так что потом можно будет говорить, что Россия переняла кыргызские идеи, как мы уже говорим, что Манас – этнический россиянин. Однако само продолжение тренда повторения того, что делается в другом государстве, вплоть до копирования законопроектов, о многом говорит.

Юристы правовой клиники “Адилет” Айнура Осмоналиева и Бектур Осмонбаев рассмотрели проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию и о назначении референдума, вынесенные на обсуждение 29 июля. Согласно их заключению, “новая концепция системы ценностей сама по себе является ошибочной и не решает заявленных проблем”.

“Согласно действующей Конституции, при взаимоотношениях человека и государства приоритет всегда отдается соблюдению прав человека, и он может быть ограничен только в конкретных прописанных случаях, но в предлагаемой системе ценностей приоритет может быть отдан любой из новых провозглашенных ценностей, в том числе и в ущерб соблюдению прав человека”, – пишут юристы.

По их словам, “система ценностей должна давать четкий и однозначный ответ, какой именно из двух основных ценностей должен отдаваться безусловный приоритет, правам человека или государственным интересам. Однако в предлагаемой системе ценностей все приоритеты стоят на одном уровне и непонятно, каким образом будет отдаваться приоритет одной из них”.

Конституция – правовой документ, система конституционных ценностей не должна содержать таких оценочных философско-нравственных понятий, как справедливость, стремление к счастью, нравственность, любовь и др., так как они могут трактоваться по-разному. Мало того, большинство из указанных ценностей уже содержится в положениях действующей Конституции и какого-либо практического смысла указывать и детализировать их в системе ценностей нет.

“Вместе с тем, – пишут Осмоналиева и Осмонбаев, – из статьи 16 Конституции исключается положение, которое устанавливает, что в Кыргызской Республике права человека являются высшей ценностью”, так что введением новых ценностей “утрачивается приоритет прав человека над всеми остальными ценностями и изменяется сама система взаимоотношений между человеком и государством”.

Более того. В справке-обосновании инициаторы критикуют существующую систему приоритетов, которая “дезориентирует государство в сторону голого приоритета прав человека”, права и свободы не увязываются с обязанностью и ответственностью, слово “права” употребляется в десятки раз чаще, чем слово обязанности, а такие ценности, как независимость и суверенитет, не отнесены к высшим ценностям, без чего общество и страна не могут быть успешными.

По заключению юристов, “признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя. Концепция высшей ценности прав человека, неотъемлемости его прав и свобод в настоящее время не имеет себе достойных альтернатив. Государство должно служить народу, а не народ государству”.

“История показывает, что утверждение других приоритетов общественного развития с ограничением прав и свобод человека ведет к установлению тоталитарного режима. Права человека не абсолютны и могут быть ограничены государством, однако такие ограничения должны быть соразмерны целям, как установлено в действующей Конституции. Государство не имеет права произвольно ограничивать в каких бы то ни было благих целях права и свободы человека”, – заключают юристы правовой клиники “Адилет” Осмоналиева и Осмонбаев.

Таким образом, власти путем внесения поправок в Конституцию перераспределяют полномочия в сторону увеличения своих прав и сокращения прав граждан, увеличивая для них обязанности. Мифом является и то, что полномочия премьер-министра увеличиваются за счет сокращения полномочий президента. На самом деле увеличиваются права и полномочия обоих. Об этом – в следующей статье.

URL: http://zanoza.kg/342701