Повторные выборы-2020: Предложения от инициативной группы по совершенствованию избирательного законодательства комитета гражданского контроля
4 октября 2020 года состоялись выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее – ЖК КР). Выборы в ЖК КР были проведены с нарушениями, в том числе – подкуп избирателей, контроль над волеизъявлением избирателей, применение административного ресурса на многих избирательных участках – все это привело к негодованию и несогласию большинства политических партий с предварительным подсчетом голосов избирателей.
При подведении итогов голосования из 16 политических партий по предварительным данным Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК КР), лишь 4 партии преодолели избирательный порог в 7 %. В итоге, все это недовольство привело к массовым протестам и повлекло за собой отставку Правительства Кыргызской Республики и признания итогов голосование недействительными ЦИК КР.
Учитывая, что 6 октября ЦИК КР официально признала итоги выборов недействительными, следовательно, до 13 ноября ЦИК КР должна официально опубликовать в СМИ информацию о назначении повторных выборов депутатов ЖК КР.
Инициативная группа по совершенствованию избирательного законодательства предлагает следующие поправки:
1. Снижение высокого избирательного барьера
Учитывая, что повторные выборы должны быть проведены предположительно в конце 2020 года, целесообразно снизить избирательный порог с 7 % до 1 % и это автоматически будет способствовать избранию качественного состава парламента, или же полному представлению интересов большинства избирателей, тем самым обеспечить состязательность и конкурентность выборов, а также минимизировать факты подкупа избирателей и использования административного ресурса.
2. Снижение избирательного залога
Избирательный залог в сумме 5 млн. сом является высоким и неподъёмным для политических партий, в связи с чем предлагается снизить залог до 1 млн. сом.
Следовательно, необходимо внести в части второй статьи 61 конституционного Закона после слов «избирательный залог в» слова «пятидесятитысячекратном» заменит словами «десятитысячекратном».
Данные поправки, направленные на снижение избирательного залога с 5 млн. сом на 1 млн. сомов.
3. По голосованию по Форме № 2
В целях исключения возможных фальсификаций и манипулирования голосов избирателей по Форме №2 необходимо внести поправки в пункт 5 статьи 15 конституционного Закона, в части сокращения сроков уточнения в списке избирателей по заявлению избирателей с 15 до 30 календарных дней до дня голосования.
Необходимо пункт 5 статьи 15 вышеназванного закона изложить в новой редакции:
«5. Прием заявлений избирателей об отсутствии их в списке избирателей, об ошибке или неточности в нем, о намерении голосовать по избирательному адресу прекращается за 30 календарных дней до дня голосования, а в исключительных случаях заявления избирателей подаются однократно и прекращаются за 15 календарных дней до дня голосования, с представлением подтверждающих документов о необходимости смены избирательного адреса, в порядке определяемым Центральной избирательной комиссией. После обработки заявлений Центральная избирательная комиссия формирует окончательный список избирателей. При этом контрольные и окончательные списки избирателей подлежат обязательной сверке и актуализации со сведениями в Едином государственном реестре населения.».
Предлагаем в пункте 4 статьи 13 конституционного Закона после слов «на 5 лет» дополнить словами «как правило,».
4. По статусу кандидата
В целях исключения и минимизации влияния административного ресурса и его проявлениях при подготовки и проведении выборов, предлагаем не приостановление полномочий, а освобождение от должностей государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных и муниципальных предприятий, учреждений, предприятий с долей государственного (муниципального).
В связи с чем, вносим следующие поправки:
Части вторую и третью статьи 21 конституционного Закона изложить в следующей редакции:
«2. Кандидат с момента выдвижения освобождается от должности в случае, если он является:
1) государственным политическим служащим, за исключением Президента;
2) государственным служащим, независимо от вида государственной службы (гражданская, военная, правоохранительная, дипломатическая);
3) муниципальным политическим служащим;
4) муниципальным служащим;
5) руководителем государственного, муниципального предприятия, учреждения, предприятия с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов и их подразделений.
Кандидат с момента выдвижения и до определения результатов выборов приостанавливает исполнение должностных полномочий в случае, если он является работником средства массовой информации.
Руководители средств массовой информации, независимо от формы собственности, в которых работает кандидат, в течение 3 календарных дней с момента обращения кандидата с заявлением, обязаны приостановить исполнение его должностных полномочий с сохранением среднего размера оплаты труда за счет учреждения, предприятия, организации независимо от форм собственности.».
5. О статусе общественных наблюдателей
В целях исключения нарушений при голосовании необходимо участие общественных наблюдателей наравне с наблюдателями, в связи с чем, предлагаем в части второй статьи 8, в части 4 статьи 29 , по всему тексту статьи 31 и части второй статьи 44 конституционного Закона после слов «наблюдатели» дополнить словами «общественные наблюдатели» в соответствующих падежах.
6. Об обжаловании итогов голосования
В действующей редакции конституционного Закона, обжалованием итогов голосования, наделены только политические партии и их представители. Данное ограничение может привести к определенной договоренности между политическими партиями и вопросы итогов голосования могут оказаться не в рамках закона.
В связи с этим считаем целесообразным наделить некоммерческие организации правом по обжалованию итогов голосования и внести в конституционный Закон следующее дополнение:
В части первой статьи 45 конституционного Закона после слова «наблюдатели» дополнить словами «некоммерческие организации, их представители».
Данные поправки являются актуальными для исключения нарушений при проведении повторных выборов и стабилизации политической ситуации в стране. Предложения инициативной рабочей группы требуют оперативного рассмотрения в Жогорку Кенеше и ускоренного принятия.
В случае наличия положительного заключения всех фракций, Жогорку Кенеш может принять данные поправки в полном объеме сразу в трех чтениях, согласно Конституции и Закону Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».
Отметим, что остается вопрос кворума, так как конституционные законы принимаются парламентом не менее 2/3 голосов.
Скачать документ можно ниже по ссылке:
Предложения от инициативной группы по совершенствованию избирательного законодательства