Качественный состав депутатов VI созыва. Инфографика
В современном Кыргызстане существует множество различных партий и организаций, 6 из которых вошли в VI – созыв Жогорку Кенеша (диаграмма №1 в верхней части статьи):
СДПК — 31,67 % мандатов
«Республика-Ата-Журт» — 23,33 %
«Кыргызстан» — 15 %
«Онугуу-Прогресс» —10,83 %
«Бир-Бол» — 10 %
«Ата-Мекен» — 9,17 %
Наиболее важными в характеристике списочного состава указанных партий являются социально-профессиональные характеристики народных избранников. Данный состав парламента необходимо назвать самым опытным, так как подавляющее большинство депутатов уже имели практику в Жогорку Кенеше в качестве депутатов.
Представители административной элиты, экс-депутаты и руководители частных бизнес-структур полностью контролируют законодательный процесс в Кыргызстане. Привлечение бюджетников и представителей общественности происходит исключительно по принципу партийной лояльности.
Вместе с тем, в период деятельности VI – созыва качество принятых законов оставляет желать лучшего и, в целом, они не отвечают требованиям идеального законодательства, которое влияло бы на построение идеального государства с духовно-нравственными ценностями государства, воспитанием населения и контролем за неукоснительным соблюдением закона.
Чтобы понять причины принятых «неидеальных» законов, необходимо разобраться в качественном составе депутатов VI-cозыва.
В целом качественный состав депутатов напрямую зависил от уровня доходов кандидатов в списках партий, так как предвыборная компания напрямую зависит от вкладываемых денежных и административных ресурсов.
Учитывая низкий уровень доверия населения к кандидатам, лидеры партий старались включить в список профессиональных специалистов для повышения привлекательности. Однако, в последующем избранные депутаты отказывались от мандата. В VI-созыве 120 позиций замещали 149 кандидатов.
Абсолютное большинство народных избранников имеют высшее образование и чаще всего несколько высших образований. Данный факт однозначно вселял надежду на плодотворную работу депутатов Жогорку Кенеша.
Большую долю парламента составили экс-руководители госорганов и госуправленцы в количестве – 44 %. Выходцы из бизнес-структуры составили наиболее значимые источники формирования парламента и составили – 37%, из социальной и культурной сфер, а также из гражданского сектора – всего 12 %, а также меньше всего представлены экс-представители муниципальной службы – 7 %.
По профессиональной деятельности депутатов Жогорку Кенеша широко представлены выходцы из управления бизнесом – 35 %, руководители высшего и среднего звена госслужбы – 28 %, юристы и представители гражданского сектора составили по — 7 %, экономисты — 5 %, преподаватели, учителя и врачи – 4 %, МСУ — 4 %, силовой блок — 3 % , из мира искусства, культуры и спорта – 2 % и довольно слабо присутствуют в парламенте инженеры — 1% журналисты составляют – 2%.
Также следует подчеркнуть межфракционные различия в образовании и опыте работы. Анализ показал, что, к примеру «высокообразованной» Фракцией в период деятельности VI-созыва Жогорку Кенеша выделяется «Бир-Бол», в которой представлены кандидаты исторических, юридических и технических наук. В равном соотношении представлены депутаты с двумя высшими – 35% и тремя высшими образованиями – 5 %. Опять же наличие кандидатов наук, а также депутатов с двумя и тремя высшими образованиями в целом не повлияли на качество инициированных законов.
Однако, Фракция «Бир-Бол» в период депутатства не отличилась серьезными законопроектами в стенах Жогорку Кенеша. Инициированные законопроекты были направлены на защиту банковских вкладов и внесены поправки по ужесточению наказания за семейное насилие и др.
Интерес выходцев бизнес-структур весьма большой с точки зрения продвижения своих интересов в органах госвласти. Кроме того, для бизнесменов также важен статус и престиж связанных с должностью депутата, хотя их особо активными нельзя назвать, так как бизнесмены сторонятся публичности, исходя из принципа «деньги любят тишину». Не обязательно избираться депутатами и достаточно лишь финансировать кампании других депутатов.
Вместе с тем, к концу VI – созыва Фракция «Кыргызстан» обновилась на 36 %. Большую долю Фракции «Кыргызстан» в количестве 18 депутатов составили бизнесмены — 33 %; экс-руководители ГКНБ, таможенной службы и госорганов — 56%.
По профессиональному образованию депутаты имеют два высших образования – 35 %, 3 высших образования – 5 %, степень магистра – 19 %.
Стабильной Фракцией в период VI – созыва можно считать «Онугуу-Прогресс», ведь первоначальный состав Фракции поменялся лишь на 7 % (1 депутат сложил мандат). Хотя стабильность можно назвать «мнимой», так как в партии были разногласия и в 2017 году «Онугуу-Прогресс» исключила из своих рядов трех депутатов — Тазабека Икрамова, Камчыбека Жолдошбаева и Алмаза Жутанова ввиду несовпадения политических взглядов. Однако исключенные депутаты не сдали мандат и остались в Жогорку Кенеше. Однозначно партию можно назвать формально «стабильной» с лидером, не имеющим особого влияния на сопартийцев.
В «Онугуу-Прогресс» вошли бизнесмены — 29%; экс-руководители органов местного самоуправления и правоохранительных органов — 43 %.
Переквалифицировались из базового образования «геология» и «филология» в юристов и экономистов во Фракции «Республика-Ата-Журт». В состав вошли депутаты, которые имеют 2 высших образования — 40 % и 3 высших образования — 9 %.
Парламентская Фракция «СДПК» может похвастаться наличием в составе докторов медицинских и юридических наук, кандидатов сельскохозяйственных и филологических наук. Вместе с тем, данный факт указывает лишь на их преобладающее большинство в Жогорку Кенеше.
Следует отметить, что Фракция «СДПК» была самой влиятельной партией Кыргызстана до 2017 года с высокой законодательной инициативой. Позже конфликты в «СДПК» привели к размежеванию депутатов и это отразилось на качестве инициированных законопроектов.
Меньшинством по праву считается Фракция «Ата-Мекен». По профессиональному образованию депутаты имеют два высших образования — 43 %, ученную степень 21%, а также имеют степень магистра — 7 %, в том числе 1 доктор политических наук и 2 кандидата юридических и политических наук. В течении VI – созыва первоначальный состав Фракции обновился на 21 % (мандат сдали 3 депутата).
В сравнении с Фракциями «Кыргызстан» и «Бир-Бол» законодательная инициатива была более успешной. Особо запоминающимися были законопроекты по изменению налогового законодательства, а также по переименованию сел именами исторических лиц и переводом средних школ с шестидневной на пятидневную учебную неделю.
В целом наличие двух или трех дипломов, а также депутатов с ученой степенью не повлияло на качество принимаемых законопроектов, а также на качество жизни в Кыргызстане. Развитие страны полностью зависит от их политического решения и принимаемых законодательных актов.
Стремление депутатов получить второе и третье образование возможно указывает, что должность депутата Жогорку Кенеша довольно высокая, требует новых знаний и умений.
Для некоторых депутатов второй диплом или ученая степень необходимы лишь для поднятия их авторитета в парламенте и, в действительности, внушительный перечень профессиональных достоинств, указанных в визитке важен только для коллег-парламентариев.
Возникает вопрос, можно ли доверять законодательную ветвь власти людям, не нашедшим себя по специальности, указанной в их первом или втором дипломах, а также представлять интересы народа? Или все-таки на эффективность деятельности парламента влияет их разноплановость?