Рус Кырг Eng

Эксперты о новых изменениях в процессе развития местного самоуправления

В Бишкеке прошел экспертный круглый стол по обсуждению перспективы и роли депутатов местных кенешей в развитии местного самоуправления Кыргызской Республики.

На мероприятии был презентован проект “Повышение потенциала депутатов местных кенешей путем создания постоянной платформы для депутатов по продвижению гендерного равенства и укреплению верховенства закона”, который реализуется при технической поддержке Канадского Фонда местных инициатив (CFLI) программы Министерства иностранных дел Канады Embassy of Canada to Kazakhstan, Kyrgyz Republic and Tajikistan.

Проект направлен на расширение прав и возможностей депутатов местных кенешей, а также активных граждан для создания платформ и механизмов взаимодействия по решению вопросов местного развития на территории 8 городов страны (Бишкек, Ош, Джалал-Абад, Баткен, Токмок, Каракол, Нарын, Талас)

“Раз в четыре года мы обычно подключаемся к обучению депутатов местных кенешей, в этот раз мы принципиально хотим обучать женщин. Чем больше будет представлено в парламенте женщин, тем больше социально значимых вопросов будет решаться.

Анализ эффективности работы кенешей показывает, что с ростом представленности женщин снижается количество принимаемых антиконституционных норм, особенно по вопросам, связанным со строительным бизнесом, распределением земель.

Увеличивается число бюджетных статей, направленных на решение социальных проблем”, – подчеркнула Айнура Усупбекова, директор ОФ Гражданская платформа».

Участники обсудили вопросы взаимодействия экспертного сообщества в реализации проектов по местному развитию, концепцию образовательных курсов, платформ для обучения депутатов местных кенешей и гражданских активистов. Обсуждался контент практических руководство для депутатов и граждан по основам взаимодействия для решения вопросов местного значения.

Также состоялась дискуссия по проекту закона “О местном самоуправлении”. Айнуры Усупбековой, обсуждение поправок закона о МСУ, инициированных в Жогорку Кенеше на уровне экспертного сообщества позволяет снизить связанные с его принятием риски.

“В дополнении к инициативам в Парламенте сейчас идет процесс инвентаризации всех действующих законов, ряд нормативных правовых актов скорее всего попадет под ликвидацию. Все это особенно нужно обсуждать в экспертном сообществе, чтобы не разрушть  сделанное за последние 10 лет”, – сказала она.

Председатель правления Института политики развития Надежда Добрецова считает, что в реформах местного самоуправления должно быть больше логики, поскольку от устойчивости МСУ зависит будущее страны.

Это юбилейный год для органов местного самоуправления – 30 лет прошло с того момента, как был принят закон об органах местного самоуправления республики. И 25 лет указу Президента о создании органов местного самоуправления (айыл окмоту), который был принят в 1996 году. Это важные даты, когда нужно подвести итоги.

Сейчас мы оказались наперепутье, и можем вернуться к состоянию 2010 года. Реформы в сфере местного самоуправления и сфере государственного управления в целом никогда не были последовательными, комплексными, основанными на явственных задачах. Решали только сиюминутные решения, противореча друг другу.

В местном самоуправлении есть три базовых момента, ни один из которых не может быть изъят. Это пполитическая независимость, финансовая независимость и административная независимость. Но получилось так, что мы делали шаг вперед по одному направлению и шаг назад по другому компоненту. Поэтому никогда не достигали последовательности этапов. Экспертное сообщество должно показать властям, что такая сложившаяся тенденция постоянно отбрасывает страну в развитии. От способности местного управления справляться с возникающими вызовами зависит будущее нации”.

С ней согласен Болот Асанакунов, эксперт-корифей МСУ, экс-заведующий сектором муниципального управления отдела государственного и муниципального управления Аппарата правительства КР.

“Проект нового Закона “О местном самоуправлении” очень огорчил экспертов и местное сообщество, потому что вводится практически государственное  управление. Четырежды заключения комиссии передавались депутатам Жогорку Кенеша, и 4 раза были разные токования органов местного самоуправления”.

Эксперты выразили мнение, что инициативы по изменениям в законодательство о МСУ требует внесение корректив в график мероприятий по образованию местных депутатов, поскольку изменения могут быть даже кардинально изменены.