Рус Кырг Eng

Выборы Президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики: что изменилось в законодательстве?

Выборы Президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики: что изменилось в законодательстве?

Выборы Президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики: что поменялось?

 08 августа 2019 года Президент Кыргызской Республики Жээнбеков С.Ш. подписал конституционный закон о внесении изменений и дополнений в конституционный закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и в конституционный Закон Кыргызской Республики «О референдуме».

Напомним, что указанный законопроект был разработан Рабочей группой по совершенствованию законодательства о выборах в рамках реализации мер, заложенных в Плане действия к Стратегии совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах и был инициирован депутатами Жогорку Кенеша Алимбековым Н.К., Эргешовым А.М., Касымалиевой А.К. и другими депутатами.

Основная цель принятого закона – это обеспечение равного и беспрепятственного доступ граждан страны к реализации своих конституционных прав избирать и быть избранными, а также создать условия для свободного и осознанного волеизъявления.

Следует отметить, что принятый закон не предусматривают изменение избирательной системы в Кыргызской Республике и предстоящие в 2020 году выборы в ЖК КР пройдут по пропорциональной системе. Так, по мнению разработчиков, в ближайшей перспективе для Кыргызстана наиболее приемлемой будет оставаться пропорциональная избирательная система.

Одной из целей, подписанных законов является улучшение условий реализации активного и пассивного избирательного права.

 Улучшение условий реализации активного избирательного права:

  • Обмен и обработка информационных данных с применением системы электронного межведомственного взаимодействия, утвержденной законодательством, что предусматривается в ряде предлагаемых поправок.
  • В период подготовки выборов в зданиях железнодорожных вокзалов, аэропортов будут открываться пункты сбора биометрических данных граждан для включения в списки избирателей. Указанные меры позволят большему количеству граждан пройти биометрическую регистрацию, включиться в списки избирателей и принять участие в голосовании.
  • В целях избежание фальсификаций, в случае подачи избирателем заявления о намерении голосовать по другому избирательному адресу (Форма-2) или подачи избирателем заявления об исправлении его данных (Форма-3), указанные избиратели для заполнения заявлений будут проходить биометрическую идентификацию. Введение данной нормы позволит в определённой мере решить проблемы, связанные с перемещением большого количества избирателей с участка на участок политическими партиями в период выборов, а также позволит снять ряд вопросов, связанных с недоверием к указанным процедурам внесения изменений в списки избирателей.
  • В целях улучшения доступа граждан к избирательному процессу на государственном портале будет введен также новый сервис – «кабинет избирателя». Теперь граждане смогут подавать заявления на включение их в список избирателей не только путем личной подачи заявления в избирательные комиссии, но также в электронном формате через сервис «кабинет избирателя».
  • В целях соблюдения прав ЛОВЗ также предусмотрен мер, связанных ведением учета ЛОВЗ, карт потребностей ЛОВЗ совместно с органами МСУ. Также принятым законом устанавливается обязанность как избирательных комиссий, так и кандидатов, политических партий выпускать информационные и агитационные материалы с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • В целях реализации права граждан Кыргызской Республики, находящихся за рубежом на участие в голосовании предусмотрена норма, согласно которой избирательные участки теперь за рубежом будут открываться на территориях представительств государственных органов КР.
  • Расширение перечня лиц, имеющих право на голосование вне помещения для голосования включением лиц, работающих вахтовым методом, лиц работающих в отдаленных регионах.
  • Улучшение технического оснащения избирательных участков, изменение сроков и форматов по уточнению данных в списках избирателей

Повышение качества избираемых органов

  • Предоставление кандидатами документа об отсутствии гражданства иного государства, сведений о судимости, а также письменное согласие кандидатов на сбор и обработку персональных данных, в том числе на наличие либо отсутствие гражданства иного государства (в том числе предыдущие гражданства, иные гражданства);
  • Устранение коллизий и пробелов законодательства, связанных с моментом и условиями возникновения статуса кандидата, сроками регистрации, сроками внесения, избирательного залога, открытия избирательного фонда и др.;
  • Установлены конкретные случаи возврата внесенного кандидатами, политическими партиями избирательного залога;
  • Установление верхнего порога количества представляемых в ЦИК КР подписей граждан в поддержку кандидата в Президенты КР в размере 60 тыс. подписей, а также улучшение порядка их проверки;
  • Установление верхнего предела расходования денежных средств из избирательного фонда для кандидатов в Президенты КР в размере не более 2 000 000 расчетных показателей;
  • Снижение верхнего порога расходов из избирательного фонда в ходе выборов ЖК КР с 5 000 0000 до 3 000 000 расчтных показателей:

Усовершенствование механизмов открытых и конкурентных выборов

  • Разделение понятий «информирование» и «предвыборная агитация». При этом основной упор в ходе предвыборной агитации предлагается уделить совместным мероприятиям кандидатов.
  • Не менее половины от бесплатного эфирного времени отводится дебатам.
  • Исключаются такие формы агитации как проведение концертов, театрализованных представлений на стадионах и улицах населенных пунктов, а также спортивные мероприятия.
  • Установление обязанности СМИ на бесплатное опубликование опровержений сведений, которые были ими размещены ранее.
  • Введение запрета на участие в агитационной компании религиозных деятелей.
  • Личное зарегистрированных кандидатов на участие в совместных агитационных мероприятиях. При этом представители и группы поддержки зарегистрированного кандидата или политической партии к участию в таких мероприятиях не допускаются.
  • Устанавливается обязанность телерадиоорганизаций и редакций периодических печатных изданий (независимо от форм собственности), предоставивших зарегистрированным кандидатам, политическим партиям эфирное время, печатную площадь вести отдельный учет их объема и стоимости в соответствии с формами и порядком ведения такого учета, которые будут устанавливаться Центральной избирательной комиссией. Данные этого учета каждые 10 дней в период предвыборной агитации и в 10-дневный срок после дня голосования должны быть представлены в Центральную избирательную комиссию

Борьба с применением административного ресурса и иными нарушениями избирательного законодательства

Одной из больших угроз наряду с подкупом является применение административного ресурса. В отношении применения административного ресурса в ходе выборов следует отметить, что имеющиеся запреты являются неэффективными, а сотрудники государственного сектора не защищены от оказания на них давления и запугивания. При этом отсутствует реальный механизм привлечения к ответственности виновных лиц. Так, действующее законодательство не содержит четких формулировок понятия «применение административного ресурса» и предусматривает ответственность только кандидата за использование преимуществ служебного и должностного положения в целях избрания. Однако практика прошедших выборов показывает, что административный ресурс применяется не столько самими кандидатами, сколько иными лицами, которые в целях оказания влияния на волеизъявление избирателей, используют имеющиеся у них властные рычаги.

Для предотвращения использования административного ресурса, предлагается ряд поправок в избирательное законодательство, предусматривающих четкое определение понятия и форм административного ресурса, норм о недопустимости его применения и ответственности за его применение. 

Также, для профилактики и борьбы с нарушениями избирательного законодательства, принята норма, согласно которой при подготовке и проведении выборов избирательными комиссиями формируются координационные группы оперативного реагирования на всех уровнях избирательных комиссий, в состав которых входят представители правоохранительных органов. Основными функциями координационной группы оперативного реагирования являются оперативное реагирование на нарушения избирательного законодательства и информирование граждан о принимаемых мерах.

Следует отметить, что действующее избирательное законодательство содержит ряд коллизий по срокам рассмотрения избирательных поправок. Для устранения коллизий также были приняты поправки, которые устанавливают четкие сроки для обращений и обжалований.

 Мониторинг выборов

Одним из больших достижений является то, что в соответствии с принятым законом, упразднена процедура аккредитации общественных наблюдателей, которая могла создавать препятствия для свободного мониторинга выборов со стороны гражданского общества. В соответствии с принятыми поправками общественные наблюдатели проходят регистрацию. При этом им также предоставлено право свободного перемещения между избирательными участками, на которых они будут зарегистрированы.

Также в целях мониторинга количества проголосовавших избирателей принята норма, в соответствии с которой в день голосования каждые 2 часа сведения о количестве проголосовавших передаются системному администратору территориальной избирательной комиссии, который в свою очередь выводит эти данные на сайт ЦИК КР.

В целях реализации активных прав сотрудников органов внутренних дел, которые в день голосования будут нести службу, а также избирателей, работающих на предприятиях с непрерывным циклом, указанным категориям предоставлено право голосовать вне помещения для голосования.

Нарушение тайны голосования

В ходе прошедших выборов Президента КР в 2017 году большую озабоченность участников избирательного процесса вызвал ряд случаев оказания влияния на волеизъявление избирателей путем нарушения тайны голосования («контроль голосования»).

В целях эффективного пресечения нарушений тайны голосования, в целях приведения действующего законодательства Кыргызской Республики в соответствие с международными стандартами инициированы поправки и в статьи избирательного законодательства «Тайна голосования».