Рус Кырг Eng

Кто может быть политическим служащим?

Кто может быть политическим служащим?

С 18 марта 2019 года на общественном обсуждении находится проект Закона Кыргызской Республики «О политической службе», инициированный депутатом Жогорку Кенеша Кыргызскй Республики Марленом Маматалиевым.

Предлагаемый проект закона направлен на правовое регулирование вопросов, связанных с избранием, назначением на политическую должность и освобождением от нее, установлением ответственности и т.д.

В настоящее время в Кыргызской Республике действует Закон «О государственной гражданской службе и муниципальной службе», который распространяет свое действие на граждан, занимающих административные должности на государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Предлагаемый инициатором проект закона направлен, в свою очередь, на регулирование деятельности лиц, занимающих политические должности на государственной и муниципальной службе, к которым относятся министры, представители Правительства в области, акимы районов, председатель, заместитель председателя, депутат местного кенеша, мэр города, глава айыл окмоту и т.д.

Инициатор предлагает установить ряд требований к лицам, претендующим на политические должности на государственной или муниципальной службе: возраст, образование, стаж работы на главных должностях государственной и/или муниципальной службы, владение государственным и официальным языками. При этом также устанавливаются ограничения: для лиц, являющихся гражданами другого государства освобожденных от государственной или муниципальной службы по отрицательным основаниям, недееспособных, по судимости.

Следует отметить, что по задумке инициатора политическим служащим не может быть лицо, имеющее судимость за совершение коррупционного и иного преступления против интересов государственной и муниципальной службы, независимо от того, погашена или снята судимость.

Понятно, что при разработке законопроекта инициатор преследовал цель, чтобы на политических должностях были люди с незапятнанной репутацией, не имеющие прошлого в виде погашенной или снятой судимости за коррупцию и т.д.

С другой стороны, может возникнуть вопрос о соответствии данной нормы международным принципам права, поскольку любое ограничение права должно быть разумным, соразмерным и носить временный характер. Также следует учитывать и то обстоятельство, что на практике бывают случаи вынесения обвинительных приговоров по так называемым «заказным, политическим делам».

Еще одним интересным моментом является право лица, занимающего политическую должность на государственной или муниципальной службе владеть акциями, иными ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) с передачей их в доверительное управление на время нахождения на службе.

Следует отметить, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него, а выгодоприобретателем может выступать и само лицо, занимающее политическую должность.

Еще одно обстоятельство, из-за которого инициированный законопроект получил ряд критических замечаний, это то, что законопроект не содержит запретов лицам, находящимся в близких родственных отношениях, на нахождение на службе, связанной с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью.

Подробнее с текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке:

http://kenesh.kg/ru/article/show/5117/na-obshtestvennoe-obsuzhdenie-s-18-marta-2019-goda-vinositsya-proekt-zakona-kirgizskoy-respubliki-o-politicheskoy-sluzhbe

 

Автор: Канышай Мамытова — эксперт по избирательному праву, ОФ «Гражданская платформа».