Анализ к проекту закона «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики “О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики”
8_высшее образование депутатов ЖК
Анализ к проекту закона «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики “О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики”
На сайте Жогорку Кенеша 20 апреля 2022 года на общественное обсуждение вынесен проект закона «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», далее проект закона.
Инициаторами законопроекта, являются депутаты Жогорку Кенеша Ж. Акаев, Н. Шакиев, У. Ормонов, Д. Бекешев, С. Атамбаев, М. Маматалиев.
Из справки-обоснования, следует, что основная цель проекта Конституционного Закона – создание равных условий всем гражданам Кыргызской Республики и обеспечение равных возможностей при реализации прав и свобод. Как известно из справки-обоснования, инициаторы законопроекта, ссылаются на пункт 3 статьи 24 Конституции Кыргызской Республики. Здесь хотелось бы прояснить, что пункт 3 вовсе отсутствует. Но следуя логике разработчиков, можно отметить, что речь идет о части 3 статьи 24 Конституции КР, где говорится о равных возможностях мужчин и женщин при реализации прав и свобод.
Инициаторы также отмечают, что действующая редакция Закона ограничивает права граждан быть избранными на равных условиях, как того гарантирует Конституция. Отметим, что в действующей редакции конституционного Закона, «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» одним из требований при назначении депутатов Жогорку Кенеша является наличие высшего профессионального образования. Изменения были внесены в целях образования качественного состава депутатов Жогорку Кенеша, а также для создания четких стандартов, которые в свою очередь смогут повысить престиж парламентской работы и привлечь к ней достойных лиц.
Проще говоря, инициаторы настоящего законопроекта предлагают убрать норму о высшем образовании. Ссылаясь на то, что такое требование ограничивает право быть избранным.
Напомним, что изменения относительно требования о высшем образовании для депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики было принято Конституционным законом Кыргызской Республики от 26 августа 2021 года № 103 «О внесении изменений в конституционный Закон КР «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», а именно в статьи 59 и 61 вышеназванного Закона. Так в действующей редакции закона, депутатом Жогорку Кенеша, может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день проведения выборов 25 лет, обладающий избирательным правом и имеющий высшее профессиональное образование.
Теперь вернемся к предлагаемому проекту закона, как отмечалось ранее, изменения по проекту закона вносятся в статьи 59 и 61.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Кыргызской Республики указано, что депутатом Жогорку Кенеша может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день выборов 25 лет, обладающий избирательным правом. Однако в Конституции Кыргызской Республики, нормы о необходимости высшего образования у депутатов отсутствует. Отсюда, вытекает вопрос. Забыли ли внести данную норму об образовании в Конституцию, или не внесли норму о таком требовании к депутатам с определенной целью?
В действительности, инициаторам достаточно было написать в справке-обосновании, об отсутствии нормы образовательного ценза в Конституции Кыргызской Республики, и в связи с этим указать необходимость её исключения. Но на деле о существующей коллизии, по неизвестным причинам умолчали.
Ведь по сути, право гражданина избирать и быть избранным закрепляется в конституции и (или) законах, а порядок его осуществления определяется законами и иными нормативными правовыми актами. Законодательное регулирование права избирать и быть избранными, порядка выборов (избирательные системы), а равно ограничения избирательных прав и свобод не должно ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, а также конституционные и (или) законодательные гарантии.
Руководствуясь нормам международного права, хотелось бы отметить, что согласно Конвенции о стандартах демократических выборов, прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года, ратифицированный Законом КР от 1 августа 2003 года № 185, указано, что каждый гражданин должен иметь равные правовые возможности выдвинуть свою кандидатуру на выборах. Вместе с тем, исторически сложилось, что членами парламентов становятся люди, имеющие разное образование и опыт, представляющие различные профессии и такое разнообразие важно для способности парламентариев представлять избирателей.
В связи с этим, изучив международную практику в сфере депутатского ценза, важно отметить, что в международной практике чаще всего используется понятие – «ценз грамотности». Но он предполагает наличие не диплома об образовании, а подтверждение того, что кандидат в депутаты хотя бы умеет писать и читать. Подобное требование распространено в таких развивающихся странах как Египет, Кения, Малайзия, Эквадор.
Дополнительно, необходимо упомянуть о термине «образовательный ценз», данный термин в международном праве встретить не просто. К примеру, в рекомендации ОБСЕ «Существующие обязательства по проведению демократических выборов в государствах-участниках ОБСЕ», по проведению демократических выборов сказано только о цензе гражданства, о возрастном цензе и о цензе оседлости. Однако здесь ничего не сказано про необходимость высшего образования у кандидатов в депутаты.
Одновременно, во Всеобщей декларации прав человека в статьях 2 и 21, так и в Международном пакте о гражданских и политических правах статьи 2 и 25 b, предусматривается, что избирательное право должно быть недискриминационным, равным и всеобщим. Всеобщее избирательное право требует, чтобы право участия в голосовании было гарантировано для наибольшего обоснованного числа избирателей.
Также в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, члены Комитета отметили недопустимость требований, касающихся уровня грамотности. Вместе с тем, Комитет ОНН по правам человека признал «ценз грамотности» недопустимым в избирательном праве.
Исходя их вышеизложенного, важно отметить, что парламент – это высший законодательный орган, который разрабатывает законы, по которым живёт Кыргызстан и его граждане. Конечно важно, какие люди пишут такие документы. Но необходимо ли для этого высшее профессиональное образование? Вопрос дискуссионный.
В случае если настоящий законопроект все же примут, то в последующем, кандидатов в депутаты Жогорку Кенша будут регистрировать без нотариально заверенной копии документа о высшем профессиональном образовании.
Так или иначе, любые дополнительные ограничения чаще всего содержат риски. Так и в этом случае. При требовании диплома о высшем образовании, могут нарушаться права нежелательных кандидатов: например, после признания диплома поддельным, наступит отказ в регистрации в качестве кандидата в депутаты Жогорку Кенеша.