Рус Кырг Eng

ОФ “Гражданская платформа” подготовила анализ к проекту Закона «О праве на доступ к информации».

14 марта 2022 года Министерство юстиции Кыргызской Республики опубликовало проект Закона Кыргызской Республики «О праве на доступ к информации» для общественного обсуждения.

Законопроект объединяет в себе два Закона («О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики» и Закон Кыргызской Республики  «О гарантиях и свободе доступа к информации», дополнительно с включением Закона «Об информации персонального характера» соответствующих норм, предусматривающих защиту персональных данных, находящихся у частных лиц. А также предусматривает в соответствующих кодексах ответственность за обжалование действий частных лиц, отказывающих гражданам в доступе к информации о себе. Вследствие чего, законопроект разработан в новой редакции.

Нововведением проекта Закона являются гарантии доступа к информации не только, находящейся в ведении государственных органов власти и органов местного самоуправления, но и доступ к информации в ведении частных субъектов. Здесь под субъектами негосударственного сектора подразумеваются:

– юридические лица, занимающие господствующее положение на рынке товаров и услуг, обладающие специальным или исключительным правом либо естественной монополией, – в части предоставления доступа к информации, касающейся условий предложения товаров и услуг, цен на них и изменений в названных условиях и ценах;

– юридические лица, не имеющие государственной или муниципальной доли участия, – в части информации, касающейся использования средств, выделенных из государственного или местного бюджета для выполнения общественно-правовых обязанностей.

Законопроектом вводится такое понятие как «общественный интерес». И тут следует остановиться по подробнее. Статья 9 прямо указывает, что информация, которая представляет общественный интерес – не подлежит ограничению. Такая информация является открытой.

В то же время, в Законе написано, что «вред от обнародования информации преобладает над общественным интересом».

То есть доступ к информации в целом может быть ограничен. Но исключительно в интересах национальной безопасности, общественного порядка или, например, для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия.

Кстати говоря, определение «поддержание авторитета правосудия» представляется весьма неоднозначным. Не значит ли это, что если где-то произошел случай нарушения судьей, скажем, присяги, то доступ к такой информации стоит ограничить только потому, что это снизит авторитет правосудия? Вопрос – открытый.

Согласно Закону, каждое лицо имеет право обратиться к обладателю информации с запросом о предоставлении каких-либо данных, независимо от того, касается ли эта информация его лично или нет, без пояснения причин обращения.

Также важно отметить, что законопроект предусматривает возможность установления платы за предоставление информации, не устанавливая, однако, четкого разграничения между платной и бесплатной информацией.

Условность такой нормы, может привести к тому, что обладатели информацией получат дополнительное право отказывать в предоставлении данных, либо требовать плату за ее предоставление.

Тем не менее законопроектом предусматривается, что лицо, которому отказали в предоставлении информации, имеет право обжаловать отказ в административном порядке или через Омбудсмена.

Хотелось бы, отметить что в демократических странах право человека на получение информации о деятельности государственных органов является основной гарантией его участия в государственных делах и прозрачности деятельности законодательного, исполнительного и судебного ветвей власти.

Вместе с тем, право запрашивать, получать и распространять информацию является составляющей права на свободу выражения. Право, которое гарантируется посредством различных международных правозащитных механизмов.

Так, согласно статье 2 законопроекта, каждый имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом.

Одним из основных положительных моментов законопроекта – это наличие исчерпывающего списка информации, доступ к которой не подлежит ограничению.

Так, согласно части 8 статьи 9 проекта Закона, информация о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, не подлежит ограничению в доступе. Однако в проекте Закона, отсутствует норма о  владении, пользовании или распоряжении государственным, муниципальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условиях получения имущества, фамилии, имена, отчества физических лиц и наименования юридических лиц, получивших это имущество.

Настоящая информация и конкретизация о ней, будет весьма полезной для граждан. Так как, большинство жалоб и заявлений приходится на сферу пользования государственного или муниципального имущества и земель.

Также, частью 3 статьи 14 проекта Закона предусмотрены ответы на предпочтительном языке, когда информация доступна на нескольких языках, настоящую норму можно отметить, как позитивный момент.

Положительной динамикой проекта Закона является статья 30, где субъекты государственного сектора обязывают побуждать своих сотрудников активно выступать в средствах массовой информации с обращениями, официальными разъяснениями по актуальным вопросам их деятельности, а также поощряют служащих за такую активность. Такая, практика широко раскроет всю информацию о государственном или муниципальном органе. Вследствие чего, повысится уровень доверия к ним.

Одновременно, статьей 34 проекта Закона предусмотрены конкретные пункты, которые должны быть размещены на сайте субъектов государственного сектора относительно их деятельности. Это выступает положительным новшеством законопроекта, норма которой будет обязывать государственные органы опубликовывать все социально значимые решения для общества.

Хотелось бы отметить практическую значимость проекта Закона, где обладатели информации обязаны организовать возможность получения по телефону кратких бесплатных справок относительно порядка реализации положений настоящего Закона, в том числе относительно уточнения предмета запросов о предоставлении информации, режима работы, порядка ознакомления с фондами официальной информации.

Такая норма существенно облегчит жизнь заявителям, в том числе лицам с ограниченными возможностями, а также уменьшит количество письменных запросов, тем самым сокращая финансовые траты с государственного или муниципального бюджета.

Таким образом,  законопроект в целом можно считать соответствующим международного праву. В большей части содержит гарантии и принципы доступа к информации, а также подробно описывает порядок получения доступа к информации.