Рус Кырг Eng

Казнь законов по принципу «гильотины»

Казнь законов по принципу «гильотины»

17 ноября 2020 года группа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики вынесла на общественное обсуждение проект Закона Кыргызской Республики «О Конституции Кыргызской Республики», принятый во втором и третьем чтениях в Жогорку Кенеше КР 11 марта 2021 года в целях разъяснения основных нововведений.

Напомним, что инициаторами новой Конституции выступили депутаты Жогорку Кенеша КР. При голосовании присутствовали 100 депутатов, голосовали 94 «за» законопроект и 6 депутатов «против».

В целом основными изменениями для страны будет форма государственного правления и переход от парламентской республики к президентской: неограниченные полномочия Президента, статус и полномочия парламента сведены к минимуму, исполнительная власть – Правительство – передано в полный контроль президента, возвращен Конституционный суд, контроль президента над судебной властью усилен, расширены полномочия прокуратуры и исключено понятие оппозиции. Также исключены все положения о верховенстве права, многопартийности.

И выбранный курс для страны полностью указывает на отсутствие системы сдержек и противовесов между ветвями власти.

11 апреля 2021 года уже на референдуме будет понятно, поддержат ли граждане новую конституцию или нет.

Вместе с тем, не дожидавшись итогов референдума «опытные юристы – советники» Президента предлагают полностью отменить законы за исключением Конституционных законов, Кодексов, законов в сфере административно-территориального устройства, о  бюджете, об амнистии, рассчитанных строго на определенный и органичный круг лиц или объектов, о присвоении географических названий, в сфере государственной и муниципальной службы, имеющий разовый характер и поправки в законы.

Включая подзаконные акты, принятые во исполнение законов.

Из неофициальных источников мы ознакомились с предлагаемым проектом Закона «О прекращении действий законодательных актов по принципу «гильотины».

Правительству до вступления данного проекта поручено провести инвентаризацию, обеспечить разработку и принятие Жогорку Кенешем новых законов, взамен утраченных.

Чем же мешают нашим «опытным юристам» действующие законы? Почему же решают отменить законы по принципу «гильотины»?

На эти вопросы мы постараемся найти ответы.

В международной практике есть понятие «регуляторная гильотина» и означает изменение или отмену действующих нормативных правовых актов посредством их анализа или пересмотра.

То есть в числе главных принципов «регуляторной гильотины» — максимальное упрощение любого регулирующего нормативного правового акта, необоснованного с точки зрения стратегии экономического развития, считающегося законным и необходимым, но не удобного для общества и бизнеса.

Этот метод используется в законодательстве таких стран, как Швеция, Республика Корея, Казахстан, Хорватия, Сербия, Босния и Герцеговина, Великобритания, Мексика, Вьетнам, Египет, Кения.

Так, в Японии в этом направлении сформированы «специальные территориальные зоны» для апробирования мер регулирования или снижения административных расходов.

В Республике Корее в 1998 году был создан подотчетный непосредственно Президенту страны комитет, ответственный за реализацию проекта «регуляторной гильотины», а также разработку мер по реформированию правового регулирования. В Мексике в 1989 году Департамент экономического дерегулирования реализовал проект «регуляторной гильотины». 

Что это нам даст?

Сегодня в стране принято 340 законов,  8644 указов Президента (в том числе о назначении членов Правительства), 14 828 постановлений Правительства. И это не считая принятых постановлений Национального банка, ЦИК КР и представительных органов местного самоуправления.

Конечно же, разнообразие актов законодательства доставляет неудобства не только гражданам, юридическим лицам, но и самим госслужащим, осуществляющим правоприменительную практику.

Однако внедрение системы «гильотины» повлечет за собой и отмену актуальных актов законодательства.

При этом нет анализа, нет времени на апробацию, наша «гильотина» сильно отличается от той которая направлена на упрощение правоприменительной практики.

Никто не спорит, что новая Конституция повлечет за собой и пересмотр законодательства. Вместе с тем, «реформаторы», отменяя законы могли в первую очередь внедрить принцип «гильотины» к тем актам, которые в принципе нам не нужны.

К примеру, акты, направленные на установление дополнительных нерабочих дней в период празднования официальных дат и перенос выходных дней, а также организацию проведения мероприятий.

Либо создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, исключить административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности.

Могли бы обратить внимание, что в действующих законах нет конкретных критериев разграничения актов парламента, Президента, Правительства и органов местного самоуправления индивидуального и организационного характера от принимаемых ими нормативных правовых актов.

В итоге нас ждет туманное будущее, где по принципу «казни» будут отменены либо пересмотрены отраслевые законы об охране и защите от семейного насилия, государственных пособиях, гендерной политике, об охране здоровья граждан, питьевой воде, а также не менее важный закон о СМИ либо о сахарном диабете.

Зачем тогда Министерство юстиции?

Необходимо признать, что нормативные правовые акты нуждаются в хорошем анализе и анализе регулятивного воздействия актов и их проектов, однако системная политика в данной сфере не всегда осуществлялась на качественном уровне.

После недавней реформы госаппарата, Министерство юстиции получило огромные функции и полномочия по исполнению наказаний (ГСИН). Помимо этого, министерство также будет отвечать за работу Государственной судебно-экспертной службы и ГРС (предоставлении госуслуг населению и регистрация транспортных средств).

Возможно, в перерывах между координацией подведомственных подразделений, проведением кадровой политики, борьбой с коррупцией в ГРС Министерство юстиции будет проводить «постоянную» и качественную инвентаризацию законодательных актов, осуществлять экспертизу проектов нормативных правовых актов. Разрабатывать меры и рекомендации по устранению выявленных коррупционных факторов, пробелов в законодательстве, анализировать риски коррупционного характера при применении нормативных правовых актов на практике.

Конечно же, все это сейчас выглядит фантастически сложным в сочетании с качественной реализацией.

«Тупые» ножи гильотины

Иногда в процессе обновления, реформирования возникают определенные процедуры, правила и нормы, которые абсолютно не соответствуют духу перемен. Не нужно бояться вовремя признавать и отказываться от них.

А если уже «плагиатить» идею «регуляторной гильотины», то надо делать профессионально, а не планировать убить хорошее старое, ведь создать хорошее новое всегда сложнее.

И это хорошее новое законодательство должно служить интересам общества в виде соблюдения гарантий, прав и законных интересов граждан и разумностью, оптимальностью, соразмерностью контрольно-надзорной деятельности.

И уж точно не пытаться оправдать свои ошибки плохими законами, принятыми не ими.

Несомненно, использование современных методов и механизмов, апробированных в международном опыте способствует совершенствованию законотворческого процесса, снижению законодательной нагрузки и указывает на эффективность государственного управления.

Но выбранный путь сейчас – это всего лишь «казнь» правовой системы Кыргызстана по принципу «гильотины»