Возврат страны в правовое поле после выборов
В результате прошедших 4 октября парламентских выборов и последовавшей за ними волны протестов Кыргызстан вошел в правовой коллапс.
В сложившейся ситуации глава государства и парламент остаются согласно Конституции двумя легитимными органами власти способными вернуть Кыргызстан в правовое русло. Однако попытки указанных органов в этом направлении вызывают сомнения в их способности консолидироваться в решении поставленных задач и поставить интересы народа выше своих собственных.
10 октября после ранее предпринятых неудачных попыток разрозненных групп депутатов собраться, наконец-то прошло внеочередное заседание Жогорку Кенеша. По предварительной информации депутаты должны были рассмотреть вопрос об утверждении либо отмене Указа Президента о введении ЧП в Бишкеке; выдвижение и рассмотрение кандидатуры Премьер-министра, его программы, состава и структуры Правительства. Заседание с 12 часов несколько раз передвигалось и, наконец, вечером заседание началось и транслировалось по ТВ, что является положительным моментом.
Статья 82 Регламента ЖК четко указывает что «кворум заседаний Жогорку Кенеша, комитетов, комиссий означает присутствие большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, членов комитетов, комиссий. На заседании 10 октября присутствовал 51 депутат, следовательно, депутаты не были правомочны проводить заседание как таковое, а тем более рассматривать вопросы повестки.
Вопрос о передаче голосов 10 депутатами важен только для определения наличия кворума для принятия решения.
Регламент четко различает понятия «кворум для правомочности заседания» (ст.82) и «кворум для принятия решений» (ст.83).
В случае отсутствия кворума, в течение 15 минут с начала регистрации депутатов, председательствующий объявляет перерыв. Если в течение 15 минут не обеспечивается наличие кворума, то заседание считается несостоявшимся.
Согласно статье 73 Конституции полномочия депутатов VI-созыва Жогорку Кенеша заканчиваются с проведением первого заседания нового созыва. Однако среди юристов также возникли дискуссии, исходящие из статьи 70 Конституции «парламент избирается на 5 лет по пропорциональной системе», согласно которой 28 октября текущего года исполняется 5 лет нынешнему созыву.
Под пристальным взглядом общественности также вопрос о выдвижении С. Жапарова кандидатом в Премьер-министры. Согласно ст.84 Конституции коалиция большинства должна была выдвинуть его в качестве единого кандидата на рассмотрение парламента, а кандидат на должность Премьер-министра официально внести в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав Правительства.
Было ли решение коалиционного большинства о представлении С. Жапарова в качестве единого кандидата в Премьер-министры? Если нет, то его можно расценивать как самовыдвиженца. Тогда почему не дали возможность другим претендентам публично, как и С. Жапаров, озвучивших свое желание быть Премьер-министром? Программу С. Жапаров также представил с нарушением уже под конец заседания парламента, когда уже был осуществлен переход из режима «Комитет всего ЖК» в режим заседания парламента. Вся процедура рассмотрения кандидатуры, запоздалое озвучивание программы, оглашение состава Правительства в ходе которого стало известно что первый вице-премьер-министр Эркин Асрандиев отказался работать в команде будущего Премьер-министра, – все это свидетельствует о неподготовленности С. Жапарова к данному заседанию.
Есть ли судимость у С. Жапарова
Общественность также волнует вопрос о наличии судимости у Садыра Жапарова, вызволенного его сторонниками из мест лишения свободы накануне рассмотрения его кандидатуры на должность Премьер-министра.
Согласно статье 8 Конституционного закона «О Правительстве КР» кандидат в Премьер министры не должен иметь судимость.
Садыр Жапаров был осужден и отбывал наказание в колонии за соучастие в организации митинга в Караколе в 2013 году по статье 227 «Захват заложника» Уголовного кодекса.
6-го октября Верховный суд КР оперативно рассмотрел материалы в отношении Садыра Жапарова по вновь открывшимся обстоятельствам и отправил уголовное дело на новое рассмотрение, отменив ранние свое и нижестоящих судов решения. Суд постановил направить уголовное дело в Генпрокуратуру для проведения следствия.
При этом судимость за тяжкие преступления, к каковым относится и вменённое С. Жапарову преступление считается погашенной в течение семи лет после отбытия наказания.
В случае освобождения лица от наказания или его отбывания, судимость погашается в день окончательного освобождения от наказания или его отбывания, либо в день успешного окончания пробационного или испытательного срока.
Следовательно, в соответствии с нормами Уголовного кодекса Садыр Жапаров считается судимым и не подлежит назначению на должность Премьер-министра, так как Верховный суд не вынес оправдательного приговора.
Назначение Премьер-министра КР
Согласно Конституции и статьи 5 Конституционного закона «О Правительстве КР» Президент в трехдневный срок издает указ о назначении Премьер-министра и остальных членов Правительства.
В случае, если Президент в вышеуказанный срок не издает указ о назначении Премьер-министра и членов Правительства, они считаются назначенными.
До настоящего времени Президент не подписал указ о назначении Премьер-министром Садыра Жапарова.
Об отсутствии кворума и ,соответственно, о незаконности одобрения кандидатуры Садыра Жапарова высказались депутаты Касымалиева Аида, Бекешев Дастан, Сулайманов Бахадыр, Наталья Никитенко, а также международные СМИ, считая данное назначение нелегитимным, незаконным и даже рейдерским. Видные общественные деятели обращаются к нему посредством интернет-площадок, призывая его к здравомыслию, отмечая, что признание группой депутатов С. Жапарова Премьер-министром не означает его признание таковым со стороны народа Кыргызстана. Также призывают Президента оставаться на должности хотя бы до проведения повторных парламентских выборов.
Такой призыв обоснован поскольку международное сообщество может не признать в качестве Премьер-министра Садыра Жапарова и Президент, как глава государства, будет основным, кто может заявить, вести переговоры по возвращению страны в правовое русло.
В теории развития государственности можно выделить три основные стадии эволюции: раннее государство – развитое государство – зрелое государство. Они отличаются уровнем системности, организованности, наличия и развитости политических институтов, опорой на разные по уровню развития, а также разной способностью к сохранению идентичности и взаимоотношения с обществом.
Очень жаль, что Кыргызстан находится на пути раннего государственного развития с низким уровнем системности, организованности и неразвитости политических институтов. И путь развития у Кыргызстана долгий, с потерями и непрочной правовой системой.