Рус Кырг Eng

Эксперт о телемедицине, онлайн-образовании и стартапах

Эксперт о телемедицине, онлайн-образовании и стартапах

Интервью с директором общественного фонда “Гражданские инициативы интернет-политики” Татту Мамбеталиевой о том, как меняется цифровое пространство в Кыргызстане и как на процесс повлияли карантин и вынужденная изоляция.

Отметим, что главная задача данного общественного фонда – стимулировать появление законодательства по регулированию информационных технологий и коммуникаций.

“При этом в нашем фонде работает много специалистов, занимающихся кибербезопасностью”, – подчеркнула Татту Мамбеталиева.

Безопасность персональных данных

Во время карантина люди вынуждены работать удаленно, заказывать необходимые вещи по Интернету.

“То есть увеличилось число ресурсов, которым мы сообщали свои персональные данные. Естественно, увеличились и риски их утечки”, – отметила глава фонда “Гражданские инициативы интернет-политики”.

Она подчеркнула, что вовсе не призывает отказаться от предоставления личной информации.

“Речь идет о том, что мы должны требовать их защиты. Общество должно быть уверено, что личные данные нигде не появятся. Те лица, которым мы доверили свои персональные данные, должны гарантировать нам их безопасность. На самом деле, в этом смысле наше законодательство отработано хорошо. Другое дело, как все эти нормы исполняются на практике”, – сказала Мамбеталиева.

Она напомнила, что в связи с пандемией CОVID-19 были внедрены новые технологии:

“Они, конечно, были необходимы. Но вместе с тем мы увидели, что значительно вырос риск утечки личных данных, вторжения в частную жизнь. Здесь есть существенная ответственность разработчиков, программистов, IT-специалистов, которые должны были создавать свои цифровые продукты так, чтобы они были защищены от взлома, чтобы их нельзя было копировать, передавать третьим лицам. Необходимо было продумать своевременное уничтожение некоторых данных, работа по которым завершена”.

Со своей стороны граждане также могут хотя бы частично обезопасить свои личные данные, не сообщая излишнюю информацию.

“Если для получения услуги или товара достаточно только вашего имени или адреса, не надо сообщать еще и дату рождения или состав семьи”, – предупреждает эксперт.

Телемедицина

Мамбеталиева напомнила, что долгие годы в Кыргызстане говорили о необходимости реализации проекта “Электронное правительство” (пакет технологий и набор сопутствующих организационных мер, нормативно-правового обеспечения для организации цифрового взаимодействия между органами различных ветвей власти, гражданами, организациями и другими субъектами экономики).

“Но жизнь показала, что приоритетными направлениями должны стать образование и медицина. В телемедицине необходимо как можно быстрее внедрять искусственный интеллект, чтобы помочь врачам с эффективным лечением. Необходимо обеспечить онлайн-соединение – это тоже элемент телемедицины. Сейчас спрос настолько высок, что в дальнейшем, думаю, развитие будет идти именно в этом направлении”.

Образование

Что касается образования, то дистанционное обучение показало, какой провал в этой области наблюдается в Кыргызстане.

“Сначала говорили, что очень плохие каналы связи в Кыргызстане. Но операторы и провайдеры оперативно отреагировали и создали 10 бесплатных ресурсов. С инфраструктурной проблемой мы справились даже лучше, чем, скажем, Казахстан. Сейчас наша инфраструктура обеспечивает практически всеобщий доступ к образованию. Однако с цифровыми технологиями не справились в первую очередь сами учителя. Мы увидели, что педагоги не знакомы со многими сервисами. Например, они не знают о платформе Google Класс или коммуникационных технологиях для проведения конференций, когда можно одновременно видеть весь класс, следить за реакцией всех учеников. В большинстве своем педагоги использовали WhatsApp и подобные мессенджеры, где одновременно можно общаться с ограниченным числом пользователей. Дети быстрее и активнее адаптировались к новым условиям обучения”, – считает глава общественного фонда.

Еще одной проблемой стали юридические нормы:

“Дело в том, что юридически не оговаривается правомерность онлайн-тестирования и онлайн-экзаменов. Мы не знаем, какие образовательные технологии являются нормой. И в этой сфере нам следует ожидать всплеска новых предложений и, следовательно, развития законодательной базы”.

Дистанционное обучение вскрыло и еще одну проблему: в Кыргызстане нет наработанного цифрового контента.

“Его пришлось создавать в авральном режиме, используя при этом контент других стран, что привело к путанице, – полагает Мамбеталиева. – Вероятно, к осени нам следует ожидать появления новых образовательных ресурсов, которые начнут восполнять потребность общества в этой сфере. Однако уже в ближайшее время нам необходимо решить вопрос об онлайн-тестировании”.

Напомним, в рамках дистанционного образования многие школы использовали российские ресурсы. То есть теоретически доступ к личным данным учеников получили представители другой страны.

“Оставим за пределами нашего разговора проблему авторского права. Но какой государственный орган в Кыргызстане удостоверился, что программный продукт, на котором размещаются личные данные, соответствует нормам нашего законодательства? Согласно законодательству, передача личных данных допускается только при условии, что какой-либо государственный орган убедился в том, что платформа может гарантировать сохранность личных данных. Что они не будут использованы во вред гражданам Кыргызстана, в данном случае школьникам”, – отметила Мамбеталиева.

О мобильном приложении Stop COVID-19 KG

Ранее сообщалось, что республиканский штаб по борьбе с коронавирусом запустил мобильное приложение Stop COVID-19 KG, позволяющее проводить мониторинг граждан, обязанных находиться на домашнем карантине. ОФ “Гражданская инициатива интернет-политики” изучил особенности приложения и пришел к выводу, что приложение небезопасно в использовании.

“Давайте сейчас не будем тратить время на обсуждение этого приложения, поскольку мы уже подробно об этом говорили. Отмечу лишь, что еще в 2017 году было принято постановление, которое разрешало государству использовать мобильные приложения. Так вот данное приложение не соответствует ни одному пункту постановления правительства”, – считает эксперт.

Мамбеталиева также обратила внимание на то, что данные о том, что человек чем-то болен, являются особо чувствительной информацией.

“И за сохранность такой информации ответственность несут не только те, кто ее собирает, но и медицинские сотрудники”, – напомнила она.

О структуре защиты персональных данных

Вопрос пользователя: – 5 марта было объявлено о том, что при ГКИТиС будет создана структура, отвечающая за защиту персональных данных. Что вы думаете о ее эффективности?

– Большая проблема в том, как написана наша Конституция. Согласно ей, орган, который будет, например, создаваться в правительстве, может контролировать только те ведомства, которые входят в структуру правительства. А под это определение не попадают банки, правоохранительные органы, нотариусы, операторы связи… То есть самые крупные держатели информации о персональных данных. И нам нужны более широкие полномочия именно с точки зрения защиты этих данных, чтобы работа нового органа была максимально эффективной.

Об инновационных решениях

Общественный фонд “Гражданская инициатива интернет-политики” и “Лаборатория Касперского” при поддержке канадского фонда SecDev Foundation объявили онлайн-конкурс на инновационные идеи и проекты для решения вызовов, стоящих перед Кыргызской Республикой.

“Мы ждем решений именно в медицинской сфере, – пояснила Мамбеталиева. – Наши друзья и коллеги уже предложили приложения, которые позволяют больницам сообщать, в какой именно помощи они нуждаются от доноров и волонтеров. Мы ждем идей и решений, которые помогут системе здравоохранения, а также отдельным медицинским работникам. Может быть, будут озвучены идеи, которые помогут отследить поступление и распределение гуманитарной помощи. Не стоит забывать и о категории больных, которые нуждаются в особом уходе. Мы рассчитываем на инновационные решения, которые улучшат качество их жизни”.

О регламенте GDPR

Вопрос пользователя: – Существуют ли в странах СНГ документ, подобный GDPR?

– GDPR-регламент утвержден в странах Европы. Согласно ему, личные данные своих граждан они защищают не только на территории Евросоюза, но и за его пределами. Таким образом, компании, которые хотят иметь доступ к личным данным граждан Европы, должны гарантировать их безопасность и соответствовать требованиями GDPR.

Принятие такого документа стало новым вызовом компаниям, работающим, например, в сфере туризма. В противном случае они могут не попасть в списки разрешенных компаний, услугами которых могут пользоваться граждане Европы.

О безналичных платежах

“Регулятивная политика Нацбанка привела к тому, что у нас нет конкуренции на рынке безналичных платежей, – считает Мамбеталиева. – Об отсутствии конкуренции можно судить по тому, что сложно перевести деньги из одной платежной системы в другую, заплатив при этом очень высокий процент. Для сравнения: в России проценты упали до 0,15%, а у нас они составляют 4,5%. Чтобы изменить ситуацию, в срочном порядке надо изменить регулятивную политику Нацбанка, либерализовать ее, надо заняться бесконтактными технологиями. Карантин выявил проблему удаленной идентификации”.

В Кыргызстане пока не развит и рынок мобильных кошельков, поскольку к ним предъявляются слишком высокие требования.

“По заверениям, это нужно, чтобы защитить от незаконного финансирования террористической деятельности. Но эти меры привели к тому, что во время карантина люди серьезно ограничены в платежах. Нам выгоднее пойти и заплатить живыми деньгами, чем воспользоваться безналичными системами”, – отметила Мамбеталиева.

Она обратила внимание на то, что нужно решать вопрос с web-деньгами, остро стоит вопрос об интеграции платежных систем с мессенджерами, которыми мы привыкли пользоваться.

“Должна быть проведена серьезная реформа. И это нужно сделать прямо сейчас. Коронавирус показал, что в этом секторе у нас огромная дыра”, – подчеркнула эксперт.

Мамбеталиева считает, что Нацбанк КР хорош в том, что сумел сохранить платежную систему, но плох тем, что крайне неохотно воспринимает инновационные идеи и передовые технологии.

О перспективах

К сожалению, пандемия нанесла сокрушительный удар по многим стартапам, которые начали работать весьма успешно.

“Многие из них не переживут этот кризис. Стартапы в области пассажирского транспорта, авиаперевозок, туризма… С сожалением мы должны констатировать, что они умрут. Но в то же время новые вызовы дадут новые возможности для развития стартапов, связанных с онлайн-услугами. Прежде всего, это удаленные возможности для работы. Понятное дело, что первыми такие решения начали предлагать крупные компании: Google, Facebook, Instagram, Microsoft… И мелкий бизнес очень быстро эти решения воспринял, гораздо быстрее, чем госсектор. Мы будем свидетелями появления таких стартапов.

По защите персональных данных большинство решений должно быть основано на блокчейне, чтобы люди были уверены, что такая информация будет в безопасности, но при этом чтобы госорганы могли доверять полученным данным. Инновационное развитие коснется и банковской сферы. Очень остро встанет вопрос об искусственном интеллекте. Этот вопрос будет актуален не только в телемедицине, но и в банковской среде.

Исходя из эпидемиологических прогнозов, можно предположить, что большим спросом будут пользоваться предложения по предоставлению развлечений на дому.

Мамбеталиева отметила, что необходимо предложить законодательство, которое послужит стимулом для развития электронной коммерции. Вместо этого власти предлагают законопроект, предполагающий дополнительные налоги для коммерческих онлайн-площадок.

https://kaktus.media/412356