Рус Кырг Eng

Жогорку Кенеш в свете чрезвычайных ситуаций и положений

Жогорку Кенеш в свете чрезвычайных ситуаций и положений

Быстро распространяющийся Covid-19 поставил многие государства «на колени», проверяя на прочность государственную машину и оценивая доверие народа к ней. Именно в таких ситуациях государственный аппарат и народ  должны помогать друг другу, а не находиться в противодействии. Так борьба с «коронованным вирусом» отодвинула на задний план недавние перипетии в гражданском обществе по обсуждению законопроекта, предусматривающего открытость финансовой деятельности некоммерческих организаций, богатств «таможенного» магната и громких судебных дел вокруг экс-президента и его команды.  Поменялись приоритеты и у государственного аппарата, Правительство «денно и нощно» работает над тем, как не допустить дальнейшего распространения вируса, а парламент и Совет по безопасности всячески им помогают. Правительство из «мальчика для битья» постепенно превращается в «супермена».

Так, была принята своевременная мера Сузакского и Ноокатского акимов о введении ЧС в указанных районах при первом появлении больных коронавирусом. Можно даже сказать, что мера оказалась «запоздалой», поскольку больные уже успели контактировать с сотнями близких и знакомых. Пресс-конференция Премьер-министра, на фоне появления первых больных в соседних Казахстане и Узбекистане, где он сказал, что «кольцо сжимается» должно было повлечь экстренные меры, такие как взятие анализов всех прибывающих граждан Кыргызстана на вирус и помещение под карантин, запрет на въезд иностранных граждан, так как всем было известно, что этот вирус к нам можно только завезти. Вопрос о том, понимали ли сами въезжавшие граждане степень опасности, и степень их гражданской ответственности перед обществом и другими людьми, является отдельным, так как многие граждане во избежание обсервации въезжали через «третьи» страны, не сообщая о своем предыдущем пребывании в «неблагополучных» странах. И здесь сработал обратный механизм: Правительство и граждане не помогли друг другу и сработали в минус всем.

Да и как добиться «добросовестности» от граждан, если общество каждый день видит собрания Правительства, Совета безопасности, Жогорку Кенеша, где никто не носит масок.

Однозначно, что Правительство не хотело вводить ЧС, а ЦИК передвигать выборы в местные кенеши, так как эти меры последовали только после принятия решения на Совбезе. Такое ощущение, что как только грозная рука Президента пригрозила, так и ЧС ввели и выборы отменили.

А что же Жогорку Кенеш? Почему кыргызстанцы не сразу поняли правила чрезвычайной ситуации? Да потому, что малюсенькое определение дано в законе «о гражданской защите» без четких разъяснений об ограничениях сопровождающих Чрезвычайную Ситуацию. А как водится, любые сомнения или незнания, пробелы людям свойственно трактовать в пользу «своих личных» интересов. И народ продолжал ходить массово в магазины, устраивать пикники и маленькие тои. Не понял народ, что надо сидеть дома, выходить только при крайней необходимости за продуктами или за лекарствами. При такой ситуации, после Сузака и Нооката, когда география вируса расширилась захватив Баткен и Бишкек, сразу надо было вводить чрезвычайное положение. Следовательно, не надо применять то, что расписано нечетко. Конечно, все пробелы в законодательстве выявляются только в ходе их применения, но сейчас это «дорого» обойдется Кыргызстану. Надо было вводить привычное, несколько раз на практике в Кыргызстане применявшееся, имеющие четкие алгоритмы действий чрезвычайное положение. Но нет, мало у нас пробелов по ЧС, так парламент по ежегодной привычке, объявил работу в округах с целью «разъяснять ситуацию с вирусом». Куда, где, кому? Если половина республики сидит в режиме ЧС, запрещено находиться в местах массового скопления людей, граждане взволнованы вопросами продовольственного обеспечения… Какая-то неправильная стратегия у парламента…

Итак, уже с 25 марта, согласно Указа Президента КР в некоторых районах республики вводится чрезвычайное положение с комендантским часом с 20.00 до 07.00. Согласно статье 64 Конституции КР, Президент КР, как главнокомандующий страны, вправе вводить своим Указом чрезвычайное положение в отдельных местностях без предварительного объявления с незамедлительным уведомлением Жогорку Кенеша. Жогорку Кенеш, в свою очередь, в течение трех дней должен либо утвердить либо отменить Указ Президента КР.

Вот мы с Вами и пришли к нормативному казусу. Если в иерархии нормативных актов, предусмотренной статьей 6 Закона КР «О нормативных актах КР», Указ Президента КР стоит выше чем постановление, то есть юридическая сила Указа выше чем Постановления ЖК, то как такой указ может быть отменен постановлением? Следовательно, либо парламент должен утвердить или отменить Указ только законом либо назрела необходимость поставить в иерархии НПА акт главы государства ниже актов парламента. В самом законе КР «О Чрезвычайном положении» предусматривается, что Указ отменяется или утверждается Постановлением ЖК,  принимаемого квалифицированным большинством, т.е. большинством присутствующих депутатов, но не менее 50 голосами. Кроме этого, парламен,т как коллективный орган, вправе не только отменить или утвердить решение главы государства о введении ЧП в некоторых районах, но и изменить перечень и пределы мер, предусмотренных в  рамках  ЧП.

Этим же законом, Правительству и исполнительным органам предназначено всячески помогать парламенту в проведении собрания. Как быть, если парламент сам объявил эту неделю «периодом работы с избирателями»? Тут только 2 варианта – либо отменить свое первичное постановление об объявлении периода работы с избирателями, либо провести внеочередное заседание по предложению Президента или Торага ЖК.

Также следует отметить, что в интересную ситуацию теперь загнан парламент в вопросах рассмотрения поправок по избирательному процессу. Споры об изменении избирательного порога следует задвинуть на поздние периоды, так как согласно статье 80 Конституции, во время чрезвычайного положения которое будет действовать до 15 апреля, парламент не сможет принимать конституционные законы ни по выборам, ни закон по границам.

Итак, приходим к следующим выводам:

– необходимо более детально расписать в законе КР «О гражданской защите» рамки Чрезвычайной Ситуации, ее отличия от ЧП, и примерный алгоритм движений за рамки, которых не должны выходить исполнительные органы;

– внести поправки в законы КР «Об НПА» и «О чрезвычайном положении» об утверждении или отмене указов Президента по ЧП законом, принимаемым одновременно в трех чтениях. Если же руководствоваться интересами построения парламентской страны, то необходимо внести изменения в иерархию НПА;

– в целях охраны здоровья народа Кыргызстана, просим учесть этот аспект  инициаторов при внесении изменений в Конституцию КР и Регламент  ЖК поправок о запрете проведения работы с избирателями в период пандемии и иных биологически неблагополучных ситуациях в стране и регионах.

 

Автор, специалист по парламентаризму Жаннат Ковальчук