Рус Кырг Eng

Информация к проекту закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон КР «О некоммерческих организациях» и в Уголовный кодекс КР)»

Информация к проекту закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон КР «О некоммерческих организациях» и в Уголовный кодекс КР)»

19 мая 2023 году на сайте Жогорку Кенеша был зарегистрирован проект закона Кыргызской Республики (далее – законопроект) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» и в Уголовный кодекс Кыргызской Республики)» (далее – законопроект об НКО).

Рассматриваемый законопроект уже прошел процедуру общественного обсуждения с 21 ноября 2022 – 21 декабря 2022 гг, тогда общественным фондом «Гражданская платформа» был подготовлен правовой анализ.

Напомним, 21 ноября 2022 года Акыкатчы (Омбудсмен) Кыргызской Республики направил в Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ (далее «БДИПЧ») запрос о правовой экспертизе двух законопроектов, первый «О некоммерческих неправительственных организациях», вынесенный на общественное обсуждение 2 ноября 2022 года от Администрации Президента и второй опубликованный на сайте Жогорку Кенеша 21 ноября 2022 г. «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)» и Уголовный кодекс Кыргызской Республики».

После чего 12 декабря 2022 года БДИПЧ направил экстренное промежуточное заключение по проекту закона  «О некоммерческих неправительственных организациях» и «Об иностранных представителях». Подробнее с рекомендациями можно ознакомиться по следующей ссылке.

Законопроект, если он будет принят, будет иметь негативный эффект не только на НКО, защищающие интересы своих членов или отдельных групп населения, но и на все НКО, в том числе на благотворительные и гуманитарные организации, организации, оказывающие социальные услуги населению. Законопроект предлагает предоставить широкие права государственным органам вмешиваться во внутренние дела НКО и ИНКО, а также приостанавливать их деятельность или ликвидировать их, по своему усмотрению, практически вне каких-либо административных правил, которые бы ограничивали произвол. Законопроект также создает барьеры и ограничения для деятельности НКО, которые параллельно не применяются в регулировании деятельности коммерческих организаций.

Безусловно, Кыргызстан, также, как и другие государства, должен принимать меры по предотвращению угроз его национальной безопасности и суверенитету. Однако рассматривать НКО как особый источник этой угрозы является ошибочным.

С полным текстом анализа можно ознакомиться по ссылке Информация к проекту закона об НКО.