Быть открытым спискам или нет?
22 февраля 2019 года в Жогорку Кенеш был внесен проект конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Инициаторами являются ряд депутатов Жогорку Кенеша во главе с Торобаевым Б. и Бакировым М.
Следует отметить, что данный законопроект является одним из многих в череде законопроектов, регулирующих выборы Президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, которые за последнее время поступили в парламент нашей страны.
В целом сам законопроект интересен предлагаемой системой избрания депутатов Жогорку Кенеша по партийным спискам, которые, в свою очередь, формируются по избирательным округам, на которые делится вся территория Кыргызской Республики. На этом моменте мы подробно остановимся позже.
До этого хотелось бы отметить другие изменения, которые предлагают внести в закон наши уважаемые парламентарии.
Наблюдение за выборами, списки избирателей, подсчет голосов
Безусловно одним из позитивных изменений, которые предлагается внести – это упразднение понятия «общественный наблюдатель». Напомним, что в соответствии с поправками, внесенными в 2017 году в конституционный закон, регулирующий порядок выборов Президента и депутатов Жогорку Кенеша было введено такое новое понятие, как «общественный наблюдатель» – это наблюдатель от некоммерческой организации. При этом круг полномочий наблюдателей, назначаемых кандидатами, политическими партиями и круг полномочий общественных наблюдателей был различным и далеко не в пользу общественных наблюдателей. Так, к примеру, общественные наблюдатели не имели права обжаловать итоги голосования и результаты выборов. В свое время данная поправка к закону вызвала большое возмущение и негодование со стороны гражданского общества.
В свете этого, предлагаемая инициаторами поправка, которая упраздняет понятие «общественный наблюдатель» и уравнивает права наблюдателей от кандидатов, политических партий с правами наблюдателей от некоммерческих организаций является достаточно привлекательной и несомненно получит большую поддержку и одобрение гражданского общества.
С учетом предлагаемого деления страны на избирательные округа, инициаторы данного закона предлагают упразднить норму о смене избирательного адреса по Форме 2. Логика парламентариев в данном случае понятна – это упростит работу с избирателями по каждому избирательному округу. Однако на практике мы имеем большую как внешнюю, так и внутреннюю миграцию. Так, большое количество избирателей прописаны в регионах, а фактически проживают в основной массе в столице. В этом случае, с учетом отмены голосования по Форме 2, такие избиратели в день выборов смогут проголосовать только по адресу прописки, что создаст для избирателей массу неудобств и по сути лишит их возможности проголосовать.
В день голосования также предлагается изменить порядок подсчета голосов. Так, действующий конституционный закон предусматривает, что сначала выводятся данные об итогах голосования с автоматически считывающих урн (АСУ), а затем производится ручной подсчет голосов. Инициаторы предлагают изменить данный порядок и вначале производить ручной подсчет голосов, а затем выводить данные с АСУ. Чем вызвана необходимость таких правок остается непонятным, поскольку именно вывод данных с АСУ позволяет избирательным комиссиям оперативно устанавливать итоги голосования и создает дополнительные препятствия к фальсификации итогов голосования.
Выборы Президента
Одним из позитивных моментов предлагаемых инициаторами правок является установление верхнего предела денежных средств, которые может потратить кандидат в Президенты Кыргызской Республики в ходе своей избирательной кампании. Напомним, что на прошедших в 2017 году президентских выборах такого предела не было. Так, в 2017 году лидером по количеству потраченных денег стал кандидат Бабанов О.Т, который потратил на свою избирательную кампанию 197 млн. сомов.
В свою очередь инициаторы предлагают установить верхний предел в размере 100 млн. сомов.
Инициаторы также предлагают расширить перечень оснований для отказа в регистрации кандидатов – нарушение правил проведения предвыборной агитации. Следует отметить, что введение данной нормы в предлагаемом виде может привести к использованию ее в качестве повода для отказа в регистрации неугодным и неудобным кандидатам, поскольку формулировка «нарушение кандидатом, политической партией требований, установленных статьями 22-27» достаточно расплывчата. Если же следовать рекомендациям миссий международного наблюдения, то следует установить четкий перечень оснований отказа в регистрации, отмены регистрации и при этом указанный перечень не должен быть чрезмерным и не должен допускать неточных формулировок и предлагаемая инициаторами норма не соответствует рекомендациям.
Выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Безусловно самыми интересными изменениями, которые предлагают инициаторы данного законопроекта, являются изменения в порядок проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
В настоящее время, в ходе выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики вся территория страны представляет собой единый округ, по которому каждая политическая партия выдвигает единый список кандидатов.
Инициаторы в свою очередь предлагают создать 13 избирательных округов (один для избирателей, проживающих за пределами страны и 12 округов на территории республики). В каждом избирательном округе политическая партия будет выдвигать отдельный список кандидатов. К примеру, по округу №1 политическая партия «Платформа» будет выдвигать один список кандидатов, по округу №2 другой список и т.д.
Избирательный порог для политических партий для распределения мест в ЖК КР также предлагается снизить с 9% до 7% в целом по стране и с 0,7% до 0,5% по каждому избирательному округу.
На практике такая система может привести не столько к борьбе между политическими партиями, сколько к борьбе между кандидатами от одной партии внутри одного списка. При этом высока вероятность того, что каждый кандидат будет работать в первую очередь в своих личных интересах, а не интересах партии в целом что в свою очередь может оказать отрицательное влияние на развитие политических партий и укрепление парламентаризма в стране.
Необходимо отметить, что предлагаемый законопроект содержит помимо неясных формулировок и ряд нестыковок и пробелов. Так, инициаторы указывают что будет создано 13 избирательных округов – 12 на территории Кыргызской Республики и 1 единый округ для граждан за рубежом. Однако неясной осталась процедура подсчета голосов и распределения мандатов, поскольку в предлагаемых нормах речь идет о 12 округах, а вопрос с единым округом остается неясным.
Еще одним спорным моментом является тот факт, что инициаторы в своем проекте оставили квотирование мест только по гендерному признаку. Напомним, что действующий закон предусматривает, что в списке кандидатов от политической партии помимо того, что должны быть лица обоих полов, должны быть и представители молодежи, этнических меньшинств, лица с ограниченными возможностями здоровья.
Однако инициаторы оставили только квотирование 70% за лицами одного пола. Таким образом, если в настоящее время в ЖК КР есть представители этнических меньшинств, молодежи, лиц с ограниченными возможностями здоровья как по сути уязвимых слоев населения, то принятие данного закона оставляет этот вопрос на усмотрение политической партии. В данном случае нашей стране могут вменить неисполнение принятых на себя обязательств по международным договорам и соглашениям.
Большую озабоченность вызывает и предлагаемая инициаторами норма, в соответствии с которой на съезде политической партии по выдвижению кандидатов утверждается порядок внесения изменений в очередность размещения кандидатов в едином списке кандидатов (в том числе и в избирательных округах).
Если предположить, что одной из целью предлагаемых поправок является решение проблемы неизменности списка кандидатов До и После выборов, то предлагаемая выше норма как раз таки наоборот узаконивает такую практику. В конечном счете избиратели могут снова почувствовать себя обманутыми, когда они в очередной раз проголосуют за один список кандидатов от политической партии, а в Жогорку Кенеша придут совершенно другие кандидаты.
Автор: Канышай Мамытова – эксперт по избирательному праву, ОФ «Гражданская платформа».