В Кыргызстане предлагают ужесточить наказание за семейное насилие
24 марта 2020 года на общественное обсуждение вынесен проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере борьбы с семейным насилием», зарегистрированный за номером № 6-6033/20 от 23.03.2020 и инициатором которого выступает депутат Жогорку Кенеша И.Пирматов.
Вышеуказанным законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в Кодекс о проступках, в Уголовный, Уголовно-Процессуальный Кодексы КР, а также в Закон КР «Об охране и защите от семейного насилия».
В Кодексе о проступках КР предлагается дополнить статью 39 пунктом 3, который устанавливает, что по статьям 75 «Насилие в семье» и 76 «Неисполнение условий временного охранного ордера» освобождение от ответственности за примирением сторон не допускается. Кроме этого, вносятся изменения в виды наказаний, установленных санкциями в статьях 75, 76 Кодекса о проступках, а в частности, предлагается убрать штрафы II категории и оставить наказание в виде исправительных и общественных работ II категории.
Уголовный Кодекс КР автор законопроекта рекомендуют дополнить статьей 179-1. «Нарушение условий временного охранного ордера», которая предусматривает уголовную ответственность со всеми вытекающими последствиями для тех, кто нарушит условия временного охранного ордера и тем самым нанесет вред здоровью, не опасного для жизни и не повлекшего последствий, предусмотренных статьей 138 «Причинение тяжкого вреда здоровью» УККР, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, другими словами, за причинение менее тяжкого вреда здоровью. Под менее тяжким вредом здоровью могут быть признаны трещины и переломы мелких костей, потеря слуха на одно ухо, потеря пальца руки или ноги, вывихи в мелких суставах, сопряженные с насилием заболевания и нарушения функций организма, а также потеря трудоспособности от 10% до 33%.
Другими изменениями, предлагаемыми в Уголовный кодекс КР, являются установление ответственности за нанесение тяжкого вреда здоровью, менее тяжкого вреда здоровью члену семьи, а также дополнение подпунктами 2 статей 141 и 142 УК КР за нанесение тяжкого вреда здоровью по неосторожности и в состоянии аффекта члену семьи. Таким образом, инициатор законопроекта предлагает ужесточить уголовную ответственность за нанесение вреда здоровью члену семьи. Понятие члена семьи также вносится в Приложение 1 к УК КР и охватывает широкий круг лиц: кровных родственников, бывших супругов, усыновителей/усыновленных, приемных родителей/детей, фактических воспитателей/воспитанников.
Такое же понятие «члена семьи» внесено в глоссарий терминов, предусмотренных в Уголовно-Процессуальном Кодексе КР, которое дает основание определять круг лиц, отнесённых к членам семьи. Значительным является внесение изменений в статью 23 УПК «Виды преследования», согласно которой предлагается статьи 75 «Насилие в семье» и 76 «Неисполнение условий временного охранного ордера» Кодекса о проступках перенести в категорию дел публичного характера, что означает за насилие в семье и нарушение условий охранного ордера теперь не нужно заявление потерпевшей/шего, и лицо будет преследоваться по факту совершения вышеуказанных действий. Кроме того, согласно предлагаемым поправкам, за изнасилование, предусмотренное п.1. статьи 161 УККР, а именно за изнасилование члена семьи, уголовное преследование за примирением сторон не может быть прекращено.
В закон «Об охране и защите от семейного насилия» вносятся изменения в статью 27 «Выдача и продление охранного ордера» о том, что лицо, нарушившее условия охранного ордера (запрет совершать семейное насилие и запрет на прямые и косвенные контакты с лицом, пострадавшим от семейного насилия) привлекается к уголовной ответственности, а не к административной, как это предусмотрено в действующей статье вышеназванного закона.
В унисон с вышеуказанным проектом Закона был вынесен на общественное обсуждение с 31 марта 2020 года проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики о проступках» за № 6-6310/20 от 31.03.2020 инициатором которого является депутат Жогорку Кенеша Г.Асылбаева.
Этим проектом также затрагиваются изменения в Кодекс о проступках КР относительно ужесточения ответственности за семейное насилие. В частности, автор проекта предлагает ввести вид наказания как административный арест, и дополнить Кодекс о проступках статьей 50-1, в которой определяется, что административным арестом является содержание нарушителя в условиях изоляции от общества сроком на 15 суток.
Кроме этого, санкцию статьи 75 «Насилие в семье» Кодекса о проступках КР предлагается дополнить таким видом наказания, как административный арест. Таким образом, в свете тех изменений, которые предлагаются Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере борьбы с семейным насилием», зарегистрированный за номером № 6-6033/20 от 23.03.2020, которыми предлагаются изъятие из санкции статьи такой вид наказания как штраф, наказаниями за данный проступок будут указаны исправительные работы II категории, или привлечение к общественным работам II категории, или административный арест.
Вышеуказанные проекты законов направлены на ужесточение ответственности за насилие в семье, и с учетом доводов авторов законопроектов и статистику совершенных преступлений и проступков за последние годы в нашем обществе, назрела необходимость перехода к более жестким мерам для дальнейшего пресечения такого рода действий. Эффективность же этих мер будет видна на практике через некоторое время и конечно же, работа над пресечением насилия в семье на этом не остановится.
Автор статьи — Жанна Ковальчук, специалист ОФ «Гражданская платформа» по парламентаризму.