Салянова: Правового основания для проведения референдума не существует
Салянова: Правового основания для проведения референдума не существует
На сегодня нет никакого правового обоснования для проведения референдума по Конституции Кыргызстана, и вообще проект поправок написан теми людьми, которые никогда не слышали о том, что такое конституционное право, парламентаризм”, – заявила депутат от парламентской фракции “Ата Мекен” и бывший генеральный прокурор Аида Салянова. Она прокомментировала обсуждаемые общественностью поправки в Основной закон страны.
По мнению Саляновой, инициаторы поправок в Конституцию всегда имеют свой “почерк”.
“Выставленный на обсуждение проект поправок в Конституцию настолько абсурден и бесцеремонен, что не заслуживает сколько-нибудь серьезного экспертного анализа. И только то, что безучастность каждого может обернуться против нас всех, заставляет пусть и с чувством брезгливости пройтись по этому проекту”, – высказала она свое мнение.
1. Обычно такие проекты пишут люди, не имеющие ни малейшего представления о законодательной технике. Конституция – главный юридический документ страны, должен быть написан ясно, просто и лаконично. Текст не должен допускать произвольного домысливания (это о ценностях). Любому праву корреспондирует чья-то обязанность. И каждый должен четко понимать, что ему за это будет.
2. Законопроект написан людьми, которые никогда ничего не слышали о такой науке, как конституционное право, о парламентаризме, о принципе разделения власти и о системе сдержек и противовесов. Проект механически, без всяких инструментов сдерживания усиливает премьер-министра. Проект нисколько не направлен на ослабление президента. Он направлен на ослабление парламента и судебной власти.
В случае принятия этих поправок отношения между отдельными госорганами будут строиться на политическом шантаже и спекуляциях. Постоянная конфронтация не будет способствовать созиданию. Она медленно, но верно приведет к разрушению.
3. Законопроект можно назвать волюнтаристским. Он внесен вопреки здравому смыслу.
Аида Салянова напомнила, что Конституцию меняют в двух случаях:
когда требует общественность;
когда это продиктовано конъюнктурными соображениями.
“Чаще всего меняют во втором случае. Потому как обществу все равно, кто сильнее – президент или парламент, как формируется правительство, кто кому подотчетен. Человека интересует его личное пространство, насколько оно защищено. Потому как каждый знает, что в трудную минуту он может рассчитывать только на самого себя.
К сожалению, не каждый понимает, что от того, насколько правильно выстроена конституционная архитектура взаимоотношений между ветвями власти, настолько высока вероятность эффективной защиты государством прав и интересов человека. Иначе страна будет находиться в состоянии постоянной политической турбулентности. Верхам абсолютно не будет дела до простого народа”, – подчеркнула Салянова.
Поправки в Конституцию КР поддержали 79 депутатов парламента 7
Так, ей как юристу с большим стажем непонятны некоторые нововведения, которые есть в предлагаемых поправках.
По законопроекту добро на финансовые проекты теперь нужно получить не только у правительства, но и у президента. В справке этому не приводится обоснования. Однако это действенный рычаг для ослабления парламента.
Вопрос о доверии правительству – оружие обоюдоострое. И его можно задействовать только в критический момент. Этот важный институциональный прием законопроектом предлагается превратить в предмет постоянных манипуляций. По крайней мере, это не имеет ничего общего с парламентаризмом.
“Согласование” Конституционной палатой своего заключения с президентом и Жогорку Кенешем – это вообще будет “ноу-хау” отечественного конституционализма. В такой беспомощной Конституционной палате вряд ли есть какая-то необходимость”, – считает Салянова.
При этом она полагает, что в Конституция 2010 года – отличная, несмотря на то что в ней есть погрешности. Но даже самый заинтересованный анализ не смог выявить в ней сколько-нибудь существенных огрехов. Несмотря на то что Конституция разрабатывалась в сложной политической ситуации, тот формат получил весьма высокую оценку Венецианской комиссии. А вот поправки прошлого года, которые весьма схожи с нынешними, были раскритикованы международными экспертами.
“Нельзя не сказать и о том, что все 14 членов временного правительства парафировали проект и несут коллективную ответственность за плюсы и минусы Основного закона”, – подчеркнула экс-генпрокурор.
Аида Салянова возмущена и процедурами принятия поправок в Конституцию. Она напоминает, что в соответствии с законом о введении в действие Конституции 2010 года, законы и другие НПА, действовавшие до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей ей.
Поправки в Конституцию: можно ли ее поправлять, нарушая законы?
Действующий конституционный Закон “О референдуме” противоречит Конституции. Так, например, по действующему закону референдум назначается президентом, согласно Конституции – парламентом. При этом Конституция не предусматривает механизма принятия этих поправок. Пункты 2 и 3 статьи 114 Конституции могут начать действовать после 2020 года, так как там говорится о полномочии парламента, которое появится только после 2020 года. Другого механизма нет. А значит, сегодня правового основания для проведения референдума не существует.
Напомним, 29 июля Жогорку Кенеш представил законопроект о референдуме, на котором будут рассматриваться поправки в Конституцию КР. Поправки вносятся в раздел ценностей республики, усиление полномочий премьер-министра по отношению к парламенту. Так, например, премьер сможет выносить вотум недоверия правительству перед Жогорку Кенешем, самостоятельно назначать или увольнять члена правительства. Кроме того, премьер или его заместители, избранные из числа депутатов парламента, будут иметь право оставлять за собой мандат после отставки. Законопроект в течение месяца будет проходить общественные обсуждения. После этого он будет внесен на рассмотрение в парламент. Инициаторами референдума стали руководители пяти фракций ЖК, а также спикер Чыныбай Турсунбеков.