Рус Кырг Eng

Принятие предлагаемых поправок в Конституцию вернет Кыргызстан в 2010 год, – О.Текебаев

Принятие предлагаемых поправок в Конституцию вернет Кыргызстан в 2010 год, – О.Текебаев

Принятие предлагаемых поправок в Конституцию вернет Кыргызстан в 2010 год, – О.Текебаев

Принятие предлагаемых поправок в Конституцию приведет к власти второго Гитлера, считает лидер парламентской фракции «Ата Мекен»Омурбек Текебаев.

Как сказал он 11 августа на пресс-конференции АКИpress, он допускает внесение изменений в Основной закон Кыргызстана, но не такие, которые сейчас предлагают его коллеги.

«Конституция – это не только юридический, но и исторический, политический документ. Конституция определяет государственное устройство, права человека и отношение между государством и человеком. Эта конструкция определяется из исторической необходимости. Принятие в 2010 году действующей Конституции было основой становления стабильности и восстановления законности. Действующая Конституция удачно и успешно решила моменты передачи власти. Только у нас впервые в Центральной Азии высшая власть меняется через выборы. В первый раз это было в 2011 году, следующий – в следующем году. Президент и руководитель его аппарата Фарид Ниязов заявляют, что Алмазбек Атамбаев не будет баллотироваться на второй срок, даже исходя из просьб народа, не позволит излить народу свою любовь. Это его желание, и от этого ничего не зависит. Норма о том, что президент избирается только на один срок, заложена в Конституции. Все процессы предопределяет Конституция, а не личностные качества тех или иных людей», – отметил депутат.

По его словам, любое изменение, которое инициируют партии, так или иначе касается государства и прав человека. «То, что сегодня предлагается, тоже внесет существенные изменения политической конфигурации. Очень многие вещи в Конституции не определены. Конституция определяет лишь ширину коридора, где могут происходить разные процессы. Она очень гибкая, мудрая: в зависимости ситуации влияние президента возрастает или уменьшается, влияние правительства растет или уменьшается. Когда? Когда партии мелкие, нестабильные, не могут договориться, коалиция разваливается. И президент выступает центром стабильности. К счастью Атамбаева, в 2010 году он попал именно в такую ситуацию. Партии были непримиримые. С одной стороны революционные, в лице СДПК и «Ата Мекен», с другой стороны «контрреволюционные» – «Республика», «Ата-Журт», частично «Ар-Намыс». Часто распадалась коалиция, менялось правительство, что привело к возрастанию политического веса президента. Исходя из этого, к сожалению, заложенный потенциал Конституции не был раскрыт. Правительство не смогло проявить себя как самостоятельный институт, остается подручным. Я в этом в какой-то степени виновен. Я тоже внес вклад в формирование той политической конфигурации, которая существует. Если бы не уволили в свое время Бабанова [лидер фракции «Республика — Ата-Журт» Омурбек Бабанов, экс-премьер-министр], место правительства в политической системе сейчас было бы другое. Он был достаточно амбициозен, самостоятельным и очень мобильным премьером, он принимал огромное количество решений. Тогда действие диктовалось по общей конфронтации революционной партии и контрреволюционной. Задачей Атамбаева и наша задача была разрушить контрреволюционный блок. Мы этого добились в течение нескольких лет. «Республика» разделилась на 4 части, «Ата-Журт» распадался до плазменного состояния, до молекулы. Превосходство революционных партий возрастало. Но процесс дальше вышел из-под контроля. Аппетит приходит во время еды. Влиянием Атамбаева стало злоупотреблять его окружение. Это в одночасье не исправишь. Последние 2 года в стране такая ситуация», – сказал О.Текебаев, приведя в пример министра образования и науки Эльвиру Сариеву, которая заявляет, что «президент поставил ее на должность, и не вам решать» и советника президента Икрамжана Илмиянова, «который координировал работу по ликвидации последствий селей».

«А где премьер, министр чрезвычайных ситуаций? Откуда у Илмиянова такие полномочия? Они не заложены в Конституции. Это признак узурпации власти. Также недавно секретарь Совета обороны Темир Джумакадыров сказал, что было заседание и мы решили. Это директивное состояние. Хотя Совет обороны не может говорить, как будет и что надо делать, он может только рекомендовать.

Через референдум можно внести изменение в Конституцию. Оппоненты правы в том, что нужно соблюсти правила, должна быть легитимность, но некоторые положения ошибочны. Мир меняется, появляются новые риски и опасности. Я думаю, что нужно усилить исполнительную власть. Согласен с инициаторами. Но оно не могло осуществить свои функции из-за частой смены премьер-министра, они смотрят на президента. Должен прийти в должность премьера настоящий политик, который через голоса народа приходит к власти. Тогда у него будет поддержка, и не надо будет обращать внимание на Аппарат президента. Перед глазами печальная история Бабанова: убрали, остался буквально на улице, развалилась партия», – сказал политик.

Он отметил, что один из главных признаков парламентаризма – назначение членов правительства и их отставка. «В парламентской форме правления парламент и правительство сращивается. Мы не можем разрешить классическую форму парламентаризма, дать право всем оставаться депутатами. Эту часть я поддерживаю. С нормой о назначении глав местных органов согласен, если будет отсылка на закон. Надо усилить вертикаль власти. Остальные поправки я не поддерживаю. Увеличивается порог выражения недоверия правительства 2/3 депутатов. Если мы сделаем премьера недосягаемым, все будут смотреть не на президента, а на правительство. Неправильно, что премьер не может уволить министров силовых органов. Назначает президент, но премьер должен иметь право увольнять всех министров. Еще не согласен с нормой, касающейся прокуратуры. Она всего лишь может возбудить уголовное дело и передать в правительственные структуры. Где больше коррупции? В правительстве. Неужели министры и премьер будут раскрывать своих? Это усилит коррупцию. Это приведет и к авторитаризму премьер-министра. Почему президент популярен? Потому что генпрокурор возбудил уголовные дела в отношении депутатов и посадил их», – сказал О.Текебаев.

Он добавил, что недавно президент подписал закон, согласно которому террористов будут лишать гражданства. «Человека можно лишить свободы, жизни, но гражданства лишать нельзя. Даже тело нужно передавать родным и хоронить на родной земле. По подписанному закону сейчас можно обратиться в Конституционную палату и выиграть. Но когда поправки будут приняты, этого нельзя будет сделать. Ведь Конституционная палата будет спрашивать разрешения у президента и парламента.

Я не поддерживаю референдум. Думаю, что это неправильно. Говорили, что в 2010 году спешили. Сейчас все проходит в еще большей спешке. Да, референдум состоится, да, народ проголосует. Всегда у нас так было. Но мы вернемся в 2010 год. Через несколько лет народу будут видны последствия. Все в совокупности приведет к установлению авторитаризма, уже в лице премьер-министра. Таким, как вы знаете по книгам, был Гитлер», – сказал депутат.

Отвечая на вопрос о том, выдвинет ли он свою кандидатуру на выборах президента, О.Текебаев сказал: «Пока не знаю. Все будет зависеть от ситуации».

http://kg.akipress.org/news:1196700?from=portal&place=last