Краткий правовой анализ предлагаемых изменений в Конституцию КР
Краткий правовой анализ предлагаемых изменений в Конституцию КР
29 июля 2016 года на общественное обсуждение был выставлен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Кыргызской Республике». Инициаторами законопроекта выступили 6 депутатов Жогорку Кенеша КР. Согласно справке-обоснованию, законопроект решает 4 блока проблем: 1. Высшие ценности и права человека; 2. Уточнение принципов взаимодействия ветвей государственной власти в целях повышения устойчивости исполнительной ветви власти; 3. Совершенствование конституционной реформы и реформы правоохранительных органов страны; 4. Устранение несоответствия текста действующей Конституции на государственном и официальном языках.
Ниже представлен краткий правовой анализ процедуры внесения указанного выше законопроекта, предлагаемых изменений и возможных последствий в случае их принятия:
1. Нарушения процедур инициирования изменений в Конституцию КР
• Нарушения Конституции КР, Закона КР «О введении в действие Конституции КР», Закона КР «О народной законодательной инициативе в Кыргызской Республике» в части существующего запрета на внесение изменений в Конституцию КР
Порядок внесения изменений в Конституцию КР регулируется ст.114 Конституции КР. Однако статьей 2 Закона КР «О введении в действие Конституции КР», а также Декретом Временного Правительства КР от 19 мая 2010 года № 39 «О Президенте КР на переходный период», утвержденного Законом КР «О введении в действие Конституции КР» от 27 июня 2010 года, введен мораторий на внесение изменений в Конституцию КР Жогорку Кенешем до 1 сентября 2020 года. Таким образом, по Конституции КР инициировать вопрос и принимать изменения в Конституцию КР может только народ Кыргызской Республики посредством проведения референдума.
Инициировав законопроект, депутаты превысили свои полномочия и нарушили статью 4 Декрета Временного правительства от 19 мая 2010 года № 39 «О Президенте КР на переходный период», утвержденного Законом КР «О введении в действие Конституции КР» от 27 июня 2010 года, которая заблокировала возможность внесения изменений в Конституцию до 2020 года именно Жогорку Кенешем. Данный запрет имеет силу также и в отношении права внесения законодательной инициативы депутатами Жогорку Кенеша, так как внесение законодательной инициативы является неотделимой начальной стадией законодательного процесса. Таким образом по действующей Конституции КР, инициировать вопрос о внесении изменения в Конституцию КР может только народ Кыргызской Республики посредством проведения референдума. Однако, в 2011 году был принят Закон КР «О народной законодательной инициативе в Кыргызской Республике» № 212 от 16 ноября 2011 года, где в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона установлен запрет на право внесения в порядке народной инициативы (не менее 300 тысячам избирателей) проекта закона о внесении изменений в Конституцию КР.
Следовательно, запрет на возможность внесения изменений в Конституцию КР наложен как для Жогорку Кенеша КР, так и для народной инициативы до 1 сентября 2020 года.
• Нарушения Конституции КР и Закона КР «О регламенте Жогорку Кенеша КР» в части процедуры инициирования законопроекта
Даже если закрыть глаза на существующий мораторий, то инициаторами законопроекта были нарушены еще целый ряд процедур. Проект закона ссылается на абзац 3 ч.3 ст.114 Конституции КР, где говорится, что закон о внесении изменений в Конституцию может быть вынесен на референдум по инициативе не менее 2/3 от общего числа депутатов ЖК КР. Однако, в нарушение указанной нормы, проекты законов инициированы всего несколькими депутатами, а не 2/3 от общего числа депутатов ЖК КР.
Таким образом, проект закона о внесении изменений в Конституцию КР выносится на референдум по инициативе не менее 2/3 от общего числа депутатов ЖК, соответственно и проект закона о назначении референдума (всенародного голосования), должен также вносится по инициативе не менее 2/3 от общего числа депутатов ЖК, т.е. не менее 80 депутатами.
В соответствии с законом КР «О регламенте Жогорку Кенеша КР» все депутаты, инициировавшие законопроект должны его подписать, соответственно на общественное обсуждение выносится законопроект с указанием всех депутатов его инициировавших. Однако, как видно из проекта Закона Кыргызской Республики О назначении референдума (всенародного голосования) по Закону Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики», вывешенного на сайте Жогорку Кенеша КР для общественного обсуждения, указаны только фамилии 6 (шести) депутатов с оговоркой «и другие».
• Нарушения Конституции КР, Закона КР «О регламенте Жогорку Кенеша КР» и Конституционного закона КР «О Конституционной палате Верховного суда КР» в части процедуры получения заключения Конституционной палаты к проекту закона об изменениях в Конституцию
Внося проекты законов в Жогорку Кенеш КР, депутаты обязаны руководствоваться Конституцией КР, Законом КР «О регламенте Жогорку Кенеша КР» и Конституционным законом КР «О Конституционной палате Верховного суда КР».
Статья 97 Конституции Кыргызской Республики возлагает непосредственно на Конституционную палату обязанность дачи заключения об изменениях в Конституцию. Часть 1 статьи 4 Конституционного закона КР «О Конституционной палате Верховного суда КР» также устанавливает, что Конституционная палата дает заключение к проекту закона изменениях в Конституцию.
Согласно части 2 статьи 64 Закона КР «О регламенте Жогорку Кенеша КР», проект закона о внесении изменений в Конституцию подлежит направлению в Конституционную палату Верховного суда для дачи заключения. В случае вынесения Конституционной палатой Верховного суда отрицательного заключения, проект закона о внесении изменений в Конституцию рассмотрению не подлежит. Следовательно, перед вынесением на общественное обсуждение, проект Закона о внесении изменений в Конституцию КР» должен был быть направлен в Конституционную палату Верховного суда КР для получения заключения, что не было сделано инициаторами законопроекта.
• Нарушения Закона КР «О регламенте Жогорку Кенеша КР» в части указания даты проведения референдума
Инициаторами законопроекта нарушена часть 3 статьи 65 Закона КР «О регламенте ЖК КР», которая устанавливает, что Законом о назначении референдума определяются вопрос или наименование проекта закона (предмет референдума) и дата проведения референдума. Однако, как видно из вынесенного на общественное обсуждение проекта Закона «О назначении референдума (всенародного голосования)», точная дата отсутствует, указан только 2016 год, что также является нарушением.