Рус Кырг Eng

ИАЦ «Кабар» Конституция КР: без подводных мин и внешнего влияния

ИАЦ «Кабар» Конституция КР: без подводных мин и внешнего влияния

ИАЦ «Кабар». Конституция КР: без подводных мин и внешнего влияния

За всю историю республики Конституция Кыргызстана претерпела 8 изменений. Прежние Президенты путем внесения изменений в Основной закон усиливали свою власть и семейно-клановое правление, что сказывалось на социально-экономическом и политическом положении страны.

Именно несостоятельность президентской формы правления, приведшая к узурпации власти, стала одной из основных причин двух революций и принятия в 2010 году нынешней Конституции.

На основе принятой на референдуме в 2010 году Конституции Кыргызстан развивается в новом направлении.

Тем не менее, по пришествию 6 лет оказалось, что нынешняя Конституция республики имеет свои недостатки и изъяны, а также противоречия, которые необходимо устранить. Следует добавить, что на референдуме 2010 года было также принято решение наложить мораторий на внесение поправок в главный документ страны до 2020 года, и в настоящее время некоторые стороны относятся с непониманием к инициативе о внесении изменений в Конституцию страны в целом.

27 июля 2016 года депутаты парламента от фракции СДПК, «Республика – Ата Журт», «Онугуу-Прогресс» и «Кыргызстан» поддержали инициативу президента А.Атамбаева и выступили с предложением внести поправки в Конституцию КР. По словам лидера СДПК И.Омуркулова, изменения затронут правительство и судебную систему. После завершения всех необходимых процедур референдум планируется провести осенью.

29 июля на сайте Жогорку Кенеша были обнародованы законопроекты о проведении референдума и внесении изменений в Основной закон Кыргызстана.

Причины необходимости внесения изменений в Основной закон

Отсутствие равномерного распределения полномочий между парламентом республики, Правительством, Президентом и судебной властью, имеющие особую значимость для процесса демократизации общества, не позволяют перейти на следующий этап развития государства в русле парламентского правления.

Кроме того, наличие противоречий в действующей Конституции также представляют опасность как с точки зрения государственной безопасности, так и с точки зрения применения принятых законов на деле. Кроме того, имеется множество других нюансов, которые вкупе дают отрицательный эффект при имплементации Основного закона на деле.

И по этой причине происходящие сегодня политические процессы имеют прямое отношение к формированию парламентской формы правления в Кыргызстане.

Об этом же говорит и спикер Жогорку Кенеша КР Ч.Турсунбеков, который подчеркнул, что главная цель изменения Конституции – обеспечить демократию в стране, развитие парламентаризма. «Конституцию предлагают изменить исключительно для обеспечения соблюдения демократических принципов», – считает спикер парламента.

Разделение власти по всем канонам парламентаризма заключается в функциональном разделении полномочий по управлению государством, что охватывает законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. При этом основной целью разделения полномочий ветвей власти является предотвращение возвышения одной из ветвей власти, главным образом, исполнительной, и тем самым, предупреждение утверждения авторитаризма и диктаторского режима в обществе.

Следовательно, разделение власти обеспечит равновесие между ветвями власти путем системы сдержек и противовесов.

Система, работающая в настоящее время

В нынешней форме парламентского правления, которому следует Кыргызстан, исполнительная власть формируется со стороны законодательной власти и является ответственной перед ней. Учитывая это обстоятельство, усиление или объединение взаимодействия двух ветвей власти является именно той необходимостью, которая нужна сейчас стране.

По словам экспертов, в Конституции 2010 года не был прописан механизм осуществления перехода на парламентскую форму правления, вследствие чего появилось много несоответствий. Эксперты также уверяют, что при парламентской форме правления основную роль играет премьер-министр, но на практике получалось, что ключевой фигурой остается президент.

Действительно, нынешнее парламентское большинство, направляющее и контролирующее работу парламента, формирует правительство. Следовательно, работа и жизнедеятельность правительства зависит от отношений между парламентским большинством и оппозиционным меньшинством, что и является проблемным моментом в проведении политики государства в долгосрочной перспективе и живучести правительства.

Уменьшение в пользу качества

В случае внесения изменений в Конституцию число партий, проходящих в парламент, становится меньше, что отразится на качестве работы парламента, и как было отмечено ранее, в устойчивости правительства.

В то же время эффективная работа парламентской формы правления, основанная на принципах сравнительной независимости и самостоятельности исполнительной власти, будет достигнута за счет «общей» ответственности правительства и премьер-министра перед парламентом и исключающей индивидуальную ответственность министров.

«Основная цель изменений – чтобы не было концентрации власти в одних руках. Главные полномочия должны быть рассредоточены между несколькими центрами», – говорит политолог Айнура Арзыматова.

В принятой в 2010 году смешанной форме правления предусматривается построение определенного баланса между ветвями власти и наличие у Президента прямых полномочий в обеспечении национальной безопасности, и в содействии обеспечения политической стабильности в стране, предоставляя Президенту так называемые функции «арбитра» в политическом процессе.

Таким образом, важным для функционирования смешанной формы правления является распределение полномочий между Жогорку Кенешем и Правительством, поскольку эффективность исполнительной власти и государственного управления будет зависеть от его самостоятельности и функциональной независимости.

Важным является также препятствование необоснованному вмешательству законодательной власти в работу исполнительной власти. Кроме того, есть необходимость в детальном регламентировании порядка отчетности членов правительства в ЖК и их совместной работы в принятии законопроектов.

Затрагивая вопросы взаимодействия парламента с другими ветвями власти, необходимо выделить его определяющее влияние на другие сферы государственного управления в условиях парламентской и полупарламентской формы правления.

Иными словами, Жогорку Кенеш должен принимать во внимание выстроенную в Конституции 2010 года систему «сдержек и противовесов» и равновесие во взаимодействии между ветвями власти.

Безопасность от внешних влияний

Не менее важным является и то, что в действующем Основном законе Кыргызстана, как было указанно выше, имеются двоякие, дублирующие и противоречащие друг другу статьи, указывающие на его несовершенство. Именно эти противоречивые места Конституции в перспективе могут привести к недружелюбным реакциям и послужить поводом для еще большего вмешательства в суверенные дела государства, а также другим нежелательным моментам, грозящим национальной безопасности страны и противоречащие интересам республики.

Попытка международных институтов повлиять на решение Верховного суда не должно остаться без внимания и быть показательным примером того, что различные стороны при необходимости могут представлять угрозу суверенитету и целостности государства.

Экспертное сообщество также указывает на тот факт, что при разработке Конституции 2010 года доминировали неправительственные организации, которые смогли протащить статьи, работающие не в интересах государства.

Следовательно, внесение изменений в Конституцию страны путем равномерного распределения полномочий между парламентом республики, Правительством, Президентом и судебной властью, объединения усилий власти и конструктивной оппозиции, а также устранение противоречий позволят государству решить основные задачи страны и выстроить поистине парламентскую республику, общество в которой уже никогда не позволит возвращение диктатуры.

http://kabar.kg/kabar/full/109396