Дискриминационные поправки в НКО: Законопроект прошел во втором чтении
18 июня во втором чтении прошло обсуждение проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Законы Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях», «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)») (далее – НКО). 16 июня 2020 года законопроект об НКО был рассмотрен на Комитете и через два дня по ускоренной процедуре председатель Комитета социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению Молдобекова Г.С. внесла НКО на заседание Жогорку Кенеша ко второму чтению.
Весьма печально, что избранные народом не хотят слышать голос народа, о чем свидетельствует поступившие обращения от 176 некоммерческих организаций о несогласии с данным законопроектом и игнорирование таковых депутатами. Скрыли депутаты и тот факт, что НКО был доработан и в результате ГНС предоставлено незыблемое право обращаться с заявлением в суд о принудительной ликвидации некоммерческие организации за не предоставление отчета в течение одного года.
В предложенном проекте также указано, что до 1 апреля некоммерческие организации на сайте ГНС обязаны размещать информацию за предыдущий год об источниках формирования и расходования имущества осуществляющая деятельность за счет грантовых, бюджетных, а также иных денежных и материальных средств, предоставленных на безвозмездной основе.
Получается, для инициаторов нормы Гражданского кодекса не имеют никакой юридической силы? Ведь Гражданский кодекс предусматривает порядок ликвидации за неоднократное или грубое нарушение законодательства при систематическом осуществлении деятельности.
Возможно, депутаты инициаторы не понимают слов «неоднократность» и «систематичность», предлагая ликвидировать некоммерческие организации за однократное нарушение. Или Кыргызстан уже не считается правовым государством, нормы которого можно игнорировать?
Сегодня на заседании Жогорку Кенеша депутат Орозова К.Б. отметила, что «некоммерческие организации служат интересам общества для достижения общественно полезных целей хотя и не финансируются из государственного бюджета. Выплачивают все налоговые сборы. Не вижу смысла принимать данный проект и предлагаю не поддерживать данную инициативу».
Депутат Фракции «Ата-Мекен» Никитенко Н.В., выступая против данного проекта отметила, что «некоммерческие организации и так проводят прозрачную политику. В таком случае нам необходима прозрачная политика главного потребителя кредита и грантовых средств самого не прозрачного института – государства. Вместо того, чтобы отвечать на эти реальные вопросы, нас отвлекают и создают излишние дополнительные бюрократические барьеры для тех организаций, которые несут большую социальную нагрузку на том уровне, до которого не дотягивается государство. Почему же государственные органы не заинтересованы, к примеру, в законопроекте о борьбе с ОПГ. Почему не эффективно ведется борьба с коррупцией?».
Депутат Строкова Е.Н. предложила «финансировать деятельность некоммерческих организаций за счет госбюджета. Пусть государство ощутит тягость этих проблем на себе». Возможно, г-жа Строкова Е.Н. не считает выпадение из бюджета порядка 40 миллиардов сомов из-за пандемии COVID-2019 негативным последствием для Кыргызстана, либо она уже не считает Кыргызстан своей страной?
К сожалению, принятие законопроекта об НКО отрицательно скажется на деятельности в целом и создаст коррупционную схему между ГНС и некоммерческими организациями.
Для успешной реализации политики Президента 2020 года, объявленного годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей, критически важно наличие круга экономических субъектов и экспертов, заинтересованных в модернизации, и поддержание конструктивного диалога с ними.
В год цифровизации в качестве интерфейса взаимодействия между властью, бизнесом и экспертным сообществом, как инструмент содействия процессам модернизации, цифровой трансформации выступает некоммерческая организация. На деле же депутаты стараются настроить эти структуры против друг друга.