Что такое открытые данные и что это значит для парламента?
В наше время Открытые данные (Open Data) – это тренд и необходимость, которые ассоциируются у общества с прозрачностью и большими данными, как показатель того, что правительство и другие органы делают в сфере информационных технологий.
Если верить общему принятому определению, открытые данные – это информация, которая может использоваться и распространяться любым пользователем, с условием указания источника данных и их распространения на тех же условиях, что и в исходных. Открытые данные предполагают:
- доступность (разумная стоимость) и читаемость (удобный формат для чтения и изменения)
- повторное использование и распространение (условия, разрешающие повторно их использовать и распространять, а также комбинировать с другими наборами данных)
- всеобщее участие (каждый имеет возможность использовать и распространять данные, без дискриминации людей, групп и областей применения.
Проще говоря, открытые данные – это публикация данных таким образом, чтобы их можно было использовать в других «повторно используемых формах» или, иначе говоря, как их называют «машиночитаемых формах», что значит в форме, пригодной для ввода в компьютер.
В Кыргызстане одним из успешных примеров внедрения открытых данных является портал Национального статистического комитета (НСК) «OPEN DATA», предоставляющий данные в нескольких форматах для удобства пользователей. Загружая в удобных для него форматах, обычный потребитель может выводить свою графику или диаграмму и визуализировать полученную информацию. Удобство заключается в том, что пользователь загружает уже готовую базу данных и дальше может обновлять или комбинировать с другими данными, но не создавать заново самому эту базу данных. Публикации могут быть предоставлены в разных форматах, например, Excel-таблиц, СSV, JSON, XML и т.д., что создает удобства в создании уже готовой базы данных в разных форматах и нет необходимости конвертировать из одного в другой. Как говорится, «все для потребителя».
Например, требуется провести анализ о численности постоянного населения по полу и возрасту в Кыргызстане за 2019 год и, соответственно, визуализировать его. Для этого необходимо просто загрузить файл с портала НСК, выбирая соответствующий формат (рис 1.) и загрузить в приложение, позволяющее выводить в графики. К примеру, в приложении flourish.studiо достаточно загрузить данные в формате Excel (рис.2) и получить разные графики (рис.3).
Рис.1. Данные на портале НСК
Рис.2. Загрузка данных в приложение flourish.studio, взятых с портала НСК (приложение, здесь, взято как пример)
Рис. 3. Полученная диаграмма по численности постоянного населения по полу и возрасту в Кыргызстане за 2019 год
Таким образом, этот пример показывает, как с помощью Открытых данных обычный пользователь за короткий промежуток времени сможет проанализировать и визуализировать данные, не тратя времени на постройку базу данных.
И все же, что такое открытые данные в парламенте?
Открытые данные ЖК КР могут включать в себя публикацию, например, сведений о деятельности парламента в целом, о деятельности депутатов и фракций ЖК КР или целого множества другой информации, которые содержатся на сайтах ЖК КР или других сайтах, которые оповещают деятельность парламента, политиков и политических партий, начиная от статистики посещений заседаний депутатами, инициированных ими законопроектов, статистики гендерных показателей в ЖК до их высказываний и т.д.
Как выше уже упоминалось, публикации могут быть предоставлены в виде отчетности в разных форматах, например, Excel-таблиц, СSV, XML и т.д., что дает возможность обработки данных в машиночитаемом формате, который позволяет визуализировать данные любым пользователем, и тем самым обеспечивает ему удобства для широкого спектра их использования. Многие отчеты ЖК КР представлены в формате PDF, который не годится для вторичного использования или обработки содержащихся данных в нем.
Что же все эти данные могут сделать для парламента и общества?
Главная идея заключается в том, что всю информацию можно использовать для поиска новых идей, анализов, презентации путем поиска или сопоставления различных фрагментов данных, или комбинируя их с другими данными. Здесь работа с открытыми данными выступает как некий инструмент подотчетности парламента для общественности Кыргызстана.
В качестве примера того, что можно сделать с данными парламента. Если попросить пользователей сайтов, оповещающих о деятельности парламента, например, deputat.kg, оценить отвечали ли депутаты ЖК на парламентские вопросы с течением времени, то в совокупности это даст нам представление о том, как часто депутаты действительно отвечали на вопросы, или по-другому, как часто общественность чувствовала, что они это делали в определенный период, а также о том, какие депутаты были наиболее и наименее точными или «скользкими» на заданные вопросы.
Таким образом, открытие информационных ресурсов может позволить нам отобразить, кто наиболее активен или неактивен из депутатов по тому или другому вопросу, или в целом. Открытые данные могут предоставить множество данных о деятельности парламентариев и даже их влияние на законодательный процесс как в отдельности по депутатам, также по фракциям, или даже узнать больше, например, о потенциальных конфликтах интересов между депутатами или фракциями.
Анализ данных не только может обнаружить новые шаблоны или скрытые вещи, но также может привести к разработке новых инструментов и приложений, которые могут лучше отобразить деятельность парламента.
Однако, необходимо учесть, что данные могут использоваться и интерпретироваться по-разному и тем самым трудно предсказать, что именно выйдет после публикации данных. Важно понимать, что это не значит, что открытые данные могут изменить парламент самостоятельно. Это зависит от того, кто что делает с данными и как. Позволить другим анализировать и просматривать данные может иметь всевозможные неожиданные последствия, и эти неожиданные события делают открытые данные еще захватывающими.
Итак, открытые данные смогут поспособствовать прозрачности парламента через предоставление отчетности в машиночитаемых информационных ресурсах, тем самым создав уникальный ресурс для большого круга пользователей. Это очень удобно, прежде всего для общественности в проведении анализа и информировании граждан без специальных запросов в ЖК КР.
Кроме того, Открытые данные смогут помочь разработать и внедрить нововведения, которые могут расширить поиск идей для исследований и анализа деятельности парламента.
В настоящее время, Кыргызстан на пути развития Открытых данных, и обнародование данных всех госорганов Кыргызстана запланировано до 2023 года. Предстоит много работы в сфере развития Открытых данных в парламенте Кыргызстана.
Автор статьи – Замира Найманбаева, дата эксперт ОФ “Гражданская платформа”.