Рус Кырг Eng

О законотворческой деятельности женщин-депутатов VI-созыва

ОФ «Гражданская платформа» продолжает серию публикаций о законотворческой деятельности депутатов VI созыва.

В этой публикации эксперты ОФ «Гражданская платформа» предлагают вам ознакомиться с итогами анализа законодательной деятельности женщин депутатов Жогорку Кенеша VI созыва.

В VI – cозыве Жогорку Кенеша гендерная представленность была распределена следующим образом: из 155 депутатов – выбывших и действующих – 127 (82%) мужчин и 28 (18%) женщин. В равном соотношении представлены мужчины и женщины в возрасте 30-36 лет.

Самой молодой женщине-парламентарию 30 лет и самой старшей 62 года. В результате наиболее многочисленную возрастную группу – 78% – составили 21 женщина-депутат в возрасте от 45 до 62 года.

Абсолютное большинство женщин-парламентариев имеют высшее образование, а многие несколько высших образований. 18 женщин-парламентариев имеют 1 высшее образование, 7 депутатов имеют – 2 и 2 женщины-парламентарии имеют 3 высших образования.

5 женщин-парламентариев имеют ученную степень кандидата наук: депутаты фракции «Ата-Мекен» Самат Гульнара-Клара –  кандидат политических наук и экс-депутат Салянова Аида – кандидат юридических наук. Экс-депутат фракции «Бир-Бол» Джакупова Чолпон –  кандидат исторических наук, депутаты фракции СДПК Самигуллина Альфия – доктор медицинских наук и Алтыбаева Айнуру – кандидат юридических наук.

Диаграмма 1

Несмотря на свою малочисленность женщины депутаты более организованы и уже два созыва в женском блоке сформирован и успешно ведет свою работу Форум женщин-депутатов.

По результатам совместной деятельности в рамках данного неформального парламентского объединения стали возможны многие женские инициативы против семейного насилия. Форум женщин-депутатов проводил выездные совещания, на которых обсуждались вопросы сохранения гендерного равенства на всех уровнях власти, обстоятельства и условия, препятствующие участию женщин в политике и другие вопросы.

По итогам работы Форума женщин-депутатов была инициирована поправка в Закон КР «О выборах депутатов местных кенешей» и предусмотрена 30 % квота для женщин в местных кенешах.

Вопросы гендера являются весьма важными и обсуждаемыми в женском депутатском корпусе в парламенте.

Казалось бы, все женщины-депутаты должны стремиться по своей «женской природе» попасть в парламентский комитет по социальным вопросам. Это миф и на самом дело все обстоит не так, и это, наверное, хорошо, поскольку благодаря своим профессиональным знаниям женщины-депутаты проявляют особую активность по экономическим, налоговым и банковским вопросам.

Вместе с тем, депутаты-мужчины в Жогорку Кенеше не оставляли попытки вывести женщин из парламента и 30 % женская квота, даже в парламенте страны, остается номинальной. Из 120 депутатов парламента 36 должны были быть женщинами, однако, даже в начале созыва их было всего 28, а сегодня их только 20, что составляет 17 %  против предусмотренной законом 30 % квоты.

«Вымывание» женщин депутатов в VI-созыве началось сразу же с началом его работы: депутаты от фракции «Кыргызстан» Эсенаманова Чолпон, Джумалиева Эльмира и депутат от фракции «Республика-Ата-Журт» Исмаилова Аида подали в суд на лидера фракции, ввиду отсутствия их подписи на заявлениях о добровольном выходе из партий. В итоге только Исмаилова Аида смогла восстановить свой мандат.

Получается, женщины-кандидаты в депутаты нужны лидерам партий лишь для формального формирования 30 % квоты.

Вместе с тем, женщин-депутаты в части законодательной инициативы не всегда были активными в Жогорку Кенеше.  Чаще всего депутаты были активными в коллективной работе.

Так, например, депутат фракции СДПК Строкова Евгения инициировала только один законопроект, но вместе с тем, была самым обсуждаемым в СМИ в негативном контексте женщиной-депутатом, ввиду споров с хосписом ОФ «Помогать легко» и судебных тяжб с правозащитниками по вопросу лицензирования деятельности хосписа.

Диаграмма 2

Некоторые женщины-депутаты показывают мнимую законодательную активность и несмотря на их деятельность по внесению законопроектов, совсем не многие из них превращаются в законы. К примеру, деятельность в парламенте «разностороннего и активного» депутата Асылбаевой Г. (Онугуу-Прогресс).  Более подробная информация о ее деятельности доступна по ссылкам (https://platforma.kg/?p=11218 и https://platforma.kg/?p=11490 ).

Больше всего, представлены 4 женщины в составах комитетов по экономической и фискальной политике и по международным делам, обороне и безопасности.

При этом женщины-депутаты не представлены в Комитете по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию.

Диаграмма 3

Многие женщины-парламентарии посвящают себя работе по разработке законов, связанных с вопросами социальной сферы.  Это традиционно считается «их территорией». Однако, женщины-депутаты в VI-созыве проявляли активность в Комитетах по конституционному законодательству и правопорядку, инициировав ряд законопроектов,  направленных на усиление наказаний против семейного насилия, учреждения «женской квоты» в выборах местных кенешей и иные проекты, направленные на защиту прав женщин и детей.

Председатель социального Комитета, депутат фракции СДПК Молдобекова Гулкан, является по специальности программистом со стажем. Несмотря на то, что долгое время возглавляет Комитет по социальным вопросам, показала низкую инициативу в VI-созыве и была лишь соинициатором 20 законопроектов.

Диаграмма 4

Диаграмма 5 иллюстрирует какие Комитеты рассматривали законопроекты, инициированные женщинами – депутатами, а также позволяет по отдельности рассмотреть количество законопроектов по Комитетам.

В данной диаграмме можно выбрать нужные Комитеты в разрезе по женскому блоку депутатов.

Диаграмма 5

По итогам VI-созыва соотношение законодательной инициативы женщин-парламентариев по отношению к законотворчеству мужчин–депутатов составляет 1:3 (118 против 387), что в принципе является достойным результатом.

Из 118 законопроектов, инициированных женщинами-депутатами были подписаны 47, что составило 40%. У мужчин же из 387 законопроектов были подписаны 163, что составляет 42%.

Другими словами, в процентом соотношении активность мужчин по подписанным законопроектам на 5 % ниже, чем женщин-депутатов, что указывает на большую результативность женщин.

Более подробную информацию по каждой сессии можно увидеть в диаграмме 5, где представлены показатели по инициированным и подписанным законопроектам по фракциям за весь VI-созыв.

 

Диаграмма 6

Если изучить представленность женщин во фракциях, то в выгодной позиции оказывается СДПК, где больше всего было женщин-парламентариев. За весь созыв 13 представительниц СДПК инициировали 50 законопроектов, что составляет 42% среди всех женских инициатив. СДПК изначально не манипулировала списками депутатов и соблюдала строгую очередность в списке в отличие от других фракций.

В законодательной инициативе женщины-депутаты фракции СДПК были активными в первой сессии, инициировав 22 законопроекта, из которых были подписаны 17 (77%). Со 2 до 5 сессии идет спад и лишь ближе к выборам нового созыва, законодательная активность выросла и составила 17 инициированных законопроектов.

На диаграмме 6 представлена законодательная инициатива женщин-парламентариев фракции СДПК. Основная причина возросшей активности депутатов в 6 и 7 сессиях – это предстоящие выборы. В преддверии выборов депутаты Жогорку Кенеша активно преступили к основной работе в парламенте.

 

Диаграмма 7

Одним из активных членов фракции СДПК в первый год депутатства была Скрипкина Г.А. (диаграмма 9), которая выступила инициатором 6 законопроектов.

Активность депутата фракции СДПК Скрипкиной Г. объясняется тем, что она была председателем Комитета по конституционному законодательству, с базовым юридическим образованием и большим опытом работы по специальности.

Тем не менее, несмотря на внушительные цифры по инициированным законопроектам у мужчин-депутатов, в удельном соотношении за весь период VI-созыва на одну женщину-депутата приходится 4 инициированных законопроекта, когда как на одного мужчину депутата – 3.

Лишь в первый квартал 2016 г., последний квартал 2018 г., и первые кварталы 2019  и 2020 гг. наблюдается пассивность у женщин. Однако, в сентябре 2019 г. Представители обоих полов приблизились к показателям друг друга, женщины – 5, мужчины – 7 (диаграмма 8).

 

Диаграмма 8

Таким образом гендерная представленность имеет асимметричную форму. Должность в парламенте считалась всегда мужской и даже слово «депутат» мужского рода,

а «депутатка» имеет неправильную подоплеку. Тем не менее в Регламенте Жогорку Кенеш предусмотрена не только должность Торага, но и должность Торайым.

Гендерная асимметрия – неравенство позиций мужчин и женщин по-прежнему остаётся одной из наиболее характерных черт нашей политической жизни.

В настоящее время самым показательным фактом является то, что во фракции «Бир-Бол» нет женщин.

К сожалению, малочисленность, женщин-парламентариев усложняет их работу и соответственно снижает уровень законотворческой деятельности, что отражается на проведении избирательного процесса

К женщинам-политикам применяются обществом завышенные требования, что породило остроумное замечание одного из женских политических лидеров: чтобы женщину стали считать заметной фигурой в политике, она «должна работать, как лошадь, и вести себя, как леди».

Но это мало кому удаётся, так как такое положение доставляет женщине большие перегрузки и психологические травмы. Вследствие чего часто происходит распад брака, проблемы с семьёй, детьми и прочее. Из 20 депутатов, только 8 имеют семьи, остальные женщины-депутаты разведены либо не замужем.

Ниже представляем вашему вниманию обзор рейтинга (диаграмма 9) по законодательной инициативе среди женщин-депутатов VI-созыва.

Диаграмма позволяет отдельно просматривать рейтинг депутатов по каждому статусу (инициированные, подписанные, соинициированные), а также варьировать один статус с другим.

Достаточно выбрать в диаграмме колонки «Инициировано», «Подписано» или «Соинициатор», убрав другие два статуса, для визуального изучения женской законотворческой деятельности.

Диаграмма 9

Отметим, наиболее заметные политические фигуры среди женщин в составе Жогорку Кенеша это  депутат фракции «Ата-Мекен»  Никитенко Наталья – председатель Комитета по правопорядку, состоящий из 12 мужчин.

Единственная женщина Никитенко Наталья, инициатор двух законопроектов и соинициатор 57 коллективных законопроектов. Никитенко Наталья,  финансист по образованию и стажем работы в сфере финансового менеджмента, поднимала вопросы защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, поправки в уголовное законодательство, в части защиты женщин и детей от насилия в семье и др. важные вопросы защиты прав граждан.

Также активным депутатом в Комитете конституционного устройства была Алтыбаева Айнуру, соинициатор 42 законопроектов и инициатор 10 законопроектов, таких как законопроект о политических партиях, по вопросам избирательного процесса и др. законопроекты.

Любопытно, что на выборах 2015 года в Жогорку Кенеше в списках заявляли больше женщин, чем потом стали депутатами Жогорку Кенеша. К примеру, во фракции «Кыргызстан» и «Онугуу-Прогресс» в настоящее время всего 1 женщина-депутат. Это дает основания полагать, что партии формально увеличивают процент женщин в регистрируемых предвыборных списках, но при этом по-прежнему не готовы пускать их в «реальную политику».

Только фракции СДПК и «Ата-Мекен» поделились мандатами с женщинами. Во фракции «Ата-Мекен» позицию лидера фракции отдали экономисту Мамашовой Айсулуу, имеющей лишь опыт работы в ресторанном бизнесе, однако лидер партии «Ата-Мекен» в августе перед выборам в парламент перешла в партию «Замандаш».

Конечно же задаемся вопросом, в каком же статусе Мамашова Айсулуу приступит к работе в сентябре текущего года – как член партии «Замандаш» или как лидер партии «Ата-Мекен», тогда как согласно статье 6 Закона КР «О политической партии» гражданин КР может быть членом только одной политической партии.

Вместе с тем, лидер фракции «Ата-Мекен» не отличилась законодательной инициативой, а также выступлениями на заседаниях Жогорку Кенеша. Всего инициировала с 2015 года по 30 июня 2020 года 4 законопроекта, из которых были подписаны лишь 2.

Также во фракции «Ата-Мекен» депутат с большим опытом работы на разных должностях государственного управления представлена Самат Гульнара-Клара. Вместе с тем, депутата Самат Гульнара-Клара можно назвать самым «молчаливым» депутатом. Законодательная инициатива депутат было очень низкой. За 5 лет в парламенте она выступила соинициатором  только 7 законопроектов.

Аналогично депутат фракции «Республика-Ата-Журт», экономист по специальности и стажем в бизнес-структурах – Туманбаева Рада, член Комитета по аграрной политике с 2015 года инициировала 1 законопроект и это поправки в налоговое законодательство.

Не понятны причины неактивности в важных для государства вопросах аграрной и водной политике. Хотя аграрно-земельной реформе требуются новые подходы и стране необходима разработка и проведение  новой  аграрной политики, развитие  агропромышленного комплекса страны через призму регионального развития. Не менее важны вопросы водных ресурсов и экологии, также существует проблема перерасхода ресурсов пресной воды.

К примеру, граждане используют пресную воду для поливки садов и огородов. Почему же вопросы налогового законодательства стоят выше, чем профильные вопросы Комитета.

Низкая активность у депутата фракции СДПК Сурабалдиевой Эльвира – 1 законопроект.

В сравнении с депутатами Туманбаевой Радой, Самат Гульнара-Клара и Сурабалдиевой Эльвирой, вице-спикер парламента журналист Касымалиева Аида член Комитет по конституционному законодательству инициировала на 2 законопроекта больше.

В отдельных вопросах обороны и безопасности весьма заинтересованы были Исаева Динара, депутат фракции «Республика-Ата-Журт» и Карамушкина Ирина, депутат фракции СДПК. Вместе с тем, активность была только в качестве соинициаторов: Исаева Д. – 33 законопроекта, Карамушкина И.Ю., как инициатор  2 законопроектов, как соинициатор – 15 законопроектов.

Мусабекова Жылдыз, депутат фракции СДПК инициировала поправки о доступе к информации.

Рассматривает бюджет Кыргызстана журналист Аскарова Айнура – социнициатор 4 законопроектов, хотя благосостояние граждан Кыргызстана так и не улучшилось. В настоящее время недопоступление в бюджет составило 37,7 миллиарда сомов.

Комитет по транспорту возглавила инженер-технолог Мавлянова Махабат, у которой нет ни одной инициативы по профильным вопросам Комитета.

Однозначно, женщины в политике должны быть обязательно. Ведь обществу в целом и парламенту нужен чуткий женский взгляд, эмоциональное равновесие. Женщины – депутаты должны замечать то, что мужчинам недоступно.

Активность женщин-депутатов в посещениях заседаний Жогорку Кенеша и комитетов намного выше, чем у мужчин-депутатов. Женщины-депутаты ответственно   относятся к своим обязанностям.

На сайте Жогорку Кенеша только женщины-депутаты стараются публиковать индивидуальный отчет о деятельности, в отличии от мужчин-депутатов.