Рус Кырг Eng

Рейтинг и антирейтинг депутатов VI созыва в законотворческой деятельности

Рейтинг и антирейтинг депутатов VI созыва в законотворческой деятельности

Для Кыргызстана 2020 года запомнится не только пандемией короновируса, но и выборами VII созыва депутатов Жогорку Кенеша.

VI-созыв Жогорку Кенеша в октябре этого года завершает свою работу. Подводя итоги работы парламента, эксперты ОФ «Гражданская платформа» проанализировали законотворческую деятельность депутатов VI созыва и составили рейтинг.

Анализ показал, что законотворческая деятельность VI созыва очень разнонаправлена. Одни нардепы старались завершить начатые законопроекты, другие пытались «протащить» свои законопроекты сразу во 2 и 3 чтениях, без учета мнения общественности.

Мы составили рейтинг по инициированным законопроектам 155 действующих и «покинувших досрочно» депутатов VI-созыва за период c 28 октября 2015 года по 30 июня 2020 года.

Для расчетов использовались открытые данные, опубликованные на официальном сайте парламента www.kenesh.kg по состоянию на 10 июля 2020 года.

Ниже представляем диаграммы, которые наглядно показывают общее количество инициированных и подписанных из них законопроектов в разрезе законотворческой деятельности каждого депутата.

Общее число законопроектов, где депутат принимал участие, берется в расчете из суммы инициированных и соинициированных законопроектов.

К примеру, из диаграммы понятно, что десятку самых активных и эффективных депутатов возглавил член фракции СДПК Дастан Бекешев, в копилке которого 99 законопроектов за весь период.

Из них в 53 законопроектах Дастан Бекешев выступает, как главный инициатор и в 46 как соинициатор. Из 53 законопроектов, инициированных Дастаном Бекешевым, 18 были подписаны.

Жаль конечно, что были подписаны лишь 34 % вносимой инициативы, тем не менее, Дастан Бекешев уделил внимание не только профильным вопросам Комитета по экономической и фискальной политике, но и вопросам воздушного и уголовного законодательства.  Конечно же, разносторонность депутата только радует избирателей.

В целом, в парламенте всегда практикуется коллективное законотворчество, когда под инициативой одного подписываются несколько депутатов, группа или вся фракция – и это всего лишь простая подпись депутата: без анализа, экспертизы и собственного участия в разработке.

Чаще всего депутаты-инициаторы указывают свою фамилию первым в списке инициаторов, тем самым намекая гражданам, что их деятельность в группе инициаторов самая главная.

Закон – это сложный документ, он не может быть разработан одним человеком. Однако, отсутствие порой необходимых для законотворчества знаний является основной проблемой парламентариев.

Напомним, что каждый представитель народа (или их группа) может поручить Правительству разработать какой-либо закон к определенному времени или принять соответствующие меры в изученной им проблемной сфере.

Но иногда кажется, что для некоторых парламентариев важнее указать свою фамилию в инициаторах и неважно, разбирается он в сути законопроекта или нет.

Так к примеру, получивший известность законотворец, находящийся на втором месте среди  активных депутатов фракции «Онугуу-Прогресс» Гюльшат Асылбаева, в течении 5 лет своего «депутатства» поставила подпись на 70 законопроектах, позиционируя себя специалистом, который разбирается в вопросах уголовного законодательства, налоговых инструментов, информационных технологий, социального страхования, совета безопастности, статуса судей и др.

Она даже умудрилась в течение 5 лет работы в коллективной инициативе 21 раз внести поправки в Налоговый Кодекс КР с периодичностью каждые 3 месяца.

Однако, результативность заместителя председателя Комитета по экономической и фискальной политике Гюльшат Асылбаевой по инициированным ею законопроектам составляет всего 53%, так как из 32 были подписаны 17 законопроектов.

Можно ли считать активность Гюльшат Асылбаевой эффективной?

Мы считаем, что конечно же нет. Из инфографики видно, что большинство своих законопроектов депутат в последний день работы парламента «оптом продвигала» сразу во 2-м и 3-м чтениях.

Один из таких – нашумевший и скандальный законопроект о манипуляции информации, спровоцировавший митинги общественности, в частности представителей СМИ. В результате, данный проект был возвращен президентом на доработку.

Рейтинг активных депутатов

В первую десятку активных депутатов также вошли Мирлан Бакиров (Онугуу-Прогресс), Иса Омуркулов (СДПК), Экмат Байбакпаев (Республика-Ата-Журт), Галина Скрипкина (СДПК), Асель Кодуранова (СДПК), Кенжебек Бокоев и Мирлан Жеенчороев (Республика-Ата-Журт), а также Абдывахап Нурбаев (СДПК).

Депутата фракции «Онугуу-Прогресс», вице-спикера Мирлана Бакирова волновали вопросы пастбищ, орехоплодовых деревьев, орошаемых земель и другие важные вопросы, касающиеся эффективного использования сельскохозяйственных угодий и  развития других отраслей агробизнеса.

Мирлан Бакиров был инициатором введения моратория на перевод (трансформацию) орошаемых земель пашни в другие категории и виды угодий, вопросы недропользования, гидрометеорологии, регулирования запрета ввоза ртутьсодержащих товаров, рубки, транспортировки, приобретения и сбыта, заготовки и использования, экспорта и импорта особо ценных (ореховых и арчовых) древесных пород.

Радует, что Мирлан Бакиров поднимает такие вопросы в стенах парламента, ведь сельское хозяйство остается единственным крупнейшим источником средств к существованию населения, проживающих в сельских районах. Поэтому стимулирование роста сельхозпроизводства является важным аспектом сельскохозяйственной политики в республике.

Нельзя ни отметить депутата фракции СДПК Ису Омуркулова, который самостоятельно инициировал поправки в Конституцию и другие законопроекты.

Вместе с тем, поправки в Конституцию были незначительного содержания, с определением лишь даты проведения референдума в 2016 году.

Иса Омуркулов имеет  огромный опыт и стаж в качестве бессменного депутата Жогорку Кенеша  с 1995 года по настоящее время (депутат I, II, III, IV и VI созывов Жогорку Кенеша). Однако сильными, наделенными полномочиями инициировать и принимать законы Иса Омуркулов так и не запомнится.

Депутаты фракции СДПК Галина Скрипкина и Асель Кодуранова по степени активности находятся на равнозначных позициях. Хотя Галина Скрипкина была депутатом лишь один год, ее результативность превзошла эффективность всех женщин-депутатов парламента VI-cозыва.

Депутаты со средней активностью составляют доминирующее большинство. Так, в среднем депутаты инициируют от 12 до 6 законопроектов и в коллективном нормотворчестве ставят свою подпись на 30-36 законопроектах. При этом, подписываются лишь 6-7 законопроектов в течении 5 лет их работы.

Некоторые депутаты инициируют 1 законопроект в течении одного или двух лет, а в остальное время выступают лишь в обсуждении законопроектов.

Отметим,  в течение 5 лет некоторые депутаты VI созыва находились в здании парламента, изредка выступали на заседаниях Жогорку Кенеша и почти не принимали участие в обсуждениях законопроектов. Некоторые депутаты были активны в социальных сетях, привлекая внимание избирателей и общественности.

В качестве пассивных инициаторов законопроекта заняли  следующие депутаты: Рада Туманбаева (Онугуу-Прогресс), Эльвира Сурабалдиева (СДПК), Альфия Самигуллина (СДПК), Бактыбек Турусбеков (Бир-Бол), Бахадыр Сулейманов (Ата-Мекен) и Сайдолимжон Джураев (СДПК). В целом их законодательные инициативы не были поддержаны их коллегами.

Депутат фракции «Республика — «Ата Журт» Рада Туманбаева, экс-директор ОсОО «Аргымак Карго», инициировала лишь один законопроект, но при этом была активной в коллективном нормотворчестве.

Однако, ни один законопроект с ее авторством и участием так и не был подписан, поэтому коэффициент полезного действия в стенах парламента составил 0 %.

В отличии от Рады Туманбаевой, депутат Эльвира Сурабалдиева (СДПК) была активной в социальных сетях, но аналогично законопроекты так и не были  подписаны.

Ниже приводится рейтинг депутатов, которые соинициировали законопроекты.

Самыми пассивными депутатами по праву считаются депутаты Абдыбек Дюшалиев (Республика-Ата-Журт), Данияр Аттокуров (СДПК), Абтандил Кулбараков (СДПК), Дуйшон Торокулов (Бир-Бол), Кубанычбек Нурматов (Кыргызстан), Нургазы Нишанов (Республика-Ата-Журт).

Далее, согласно рейтингу по убыванию в законотворческой деятельности отмечены следующие депутаты: Зарылбек Рысалиев (СДПК), Жунус уулу Адыл (Респулика-Ата-Журт), Максатбек Эгембердиев (СДПК) и Самат Гульнара-Клара (Ата-Мекен).

Кто же из парламентариев не отличился и по инициированным, и по соинициированным законопроектам?

Это депутаты: Шаршенбек Абдыкеримов, Жоробаев Жаныбек, Бейшеналы Нурдинов, Насыр Мусаев, Замирбек Эсенаманов (Кыргызстан), Айгерим Бешимбаева (Республика Ата-Журт), Ашэра Халикова, (СДПК). Это объяснятся коротким сроком их работы в качестве парламентариев.

Таким образом, из 155 депутатов VI-cозыва 88 депутатов выступили как инициаторы и соинициаторы, при этом 60 депутатов участвовали только в соинициаторстве и ни в одном законопроекте не были самостоятельными инициаторами.

Также 7 парламентариев, которые не инициировали ни одного законопроекта и не принимали участие в законотворчестве.

Некоторые депутаты проявляли активность только на голосовании при обсуждении законопроектов коллег-депутатов, а также привлекали к себе внимание СМИ путем «депутатского хайпа», и это не всегда было связано с профессиональной деятельностью парламентариев.

К примеру, депутат Тазабек Икрамов в своем арсенале не имеет ни одной законодательной инициативы, вместе с тем его высказывания были самыми обсуждаемыми и популярными в «негативном» формате в социальных сетях.

Также медийный депутат Жанар Акаев (СДПК) был активным в выступлениях в СМИ и социальных сетях, но не в законодательной инициативе.

Важно отметить и депутата двух созывов, менеджера по образованию, лауреата  «Лучший бизнесмен 2000 года» и «Лучший человек 2007 года», члена Комитета по правопорядку депутата Жолдошбаева Камчыбека (Онугуу-Прогресс) .

В VI-созыве депутат Жолдошбаев Камчыбек замыкает антирейтинг самых «неэффективных» депутатов, который поставил свою подпись лишь под 6 коллективных законопроектов в течение 5 лет, тогда как коллеги-парламентарии в рейтинге, были депутатами не  полный срок.

В целом медийность депутатов не повлияла на общий результат работы депутатов. Эффективность депутатов возросла к концу 2020 года. Основная причина такого роста – предстоящие выборы, в связи с чем представители народа «активно» включились в работу перед финалом, в январе 2020 года.

Несмотря на то, что у депутатов в течение VI-созыва была высокая законотворческая активность, очень малая часть их трудов приобрела статус закона.

Например, из 505 законопроектов, инициированных депутатами Жогорку Кенеша VI-созыва, всего 210 стали в дальнейшем законами, остальные либо отклонены, отозваны  либо возвращены.

Фактически Жогорку Кенеш перенасыщен разного рода законодательными инициативами, которые не отвечают критериям Закона.

Конечно, необходимо закрепить право законодательной инициативы за отраслевыми комитетами Жогорку Кенеша и его членами, если это решение было коллегиальным и принято с соблюдением необходимых требований.

Одной из главных проблем нашего парламента остается внесение законодательных инициатив, не имеющих под собой какого-либо научно-практического анализа, а также базы оптимизации правовой системы.

В основном депутаты, вносящие «ненужные» законопроекты, используют свое право в качестве средства для получения дополнительных голосов избирателей.

Однозначно, принимаемые законы никоим образом не указывают на качество работы парламента в целом.

К сожалению, в кыргызском законодательном органе абсолютно не развито делегированное законодательство. Те вопросы, которые регулируются у нас только законом, в большинстве стран давно регулируется актами органов исполнительной власти.

Если проанализировать огромный перечень законопроектов, то наши депутаты постоянно вносят поправки в Кодекс об административных правонарушениях и  непрерывно изменяют налоговое законодательство.

При этом уловить логику инициаторов невозможно, вроде бы все поправки по отдельности выглядят важными и логичными. Но если проанализировать эти поправки за полгода и систематизировать, то складывается ощущение, что депутаты движутся в различных направлениях, то ли в зависимости от своих потребностей, то ли от поручений, которые озвучиваются на заседаниях Жогорку Кенеша.

Основной законодательный хаос царит именно в налоговом законодательстве. Чтобы не увеличивать количество законов в этой сфере, многие вопросы можно было бы отдать на разрешение Правительству.

В преддверии парламентских выборов народу Кыргызстана необходимо внимательно изучать предвыборную программу будущих парламентариев, сделать правильный выбор, чтобы потом не сожалеть.