Жогорку Кенеш одобрил законопроект о введении внешнего управления компаниями в случае угрозы нанесения экологических правонарушений. Что это значит?
30 апреля т.г. был размещен законопроект для общественного обсуждения о внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере корпоративного управления (Закон КР «Об акционерных обществах» и Уголовный кодекс КР)», инициированный Акылбеком Жапаровым.
В справке-обоснования указано, что данный законопроект разработан в целях обеспечения устранения нарушений с сфере охраны недр, экологической и промышленной безопасности, обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, работающих или проживающих в зоне влияния опасных для жизни работ.
И существующие альтернативные механизмы воздействия для устранения нарушений инициаторы считают, что практика, недостаточно эффективная. В связи с чем, инициаторы предлагали ввести внешнее управления на период приостановления права пользования недрами и со стороны назначенного Кыргызстаном внешнего управляющего будут предприняты все необходимые меры для устранения возникшей угрозы.
Случаи, при которых право пользования недрами может быть приостановлено уполномоченным государственным органом по недропользованию на срок до 3 месяцев с указанием причин приостановления и с предписанием об устранении нарушений, может быть в случаях:
– нарушения требований охраны недр, экологической и промышленной безопасности, создающие непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
– непредставления отчетов о выполнении геологических, горных работ и отчетов о движении запасов полезных ископаемых в установленные сроки;
– представления отчетов о выполнении геологических, горных работ и отчетов о движении запасов полезных ископаемых, содержащих недостоверные сведения;
– невыполнения требований по аккумулированию средств для рекультивации земельного участка;
– нарушения сроков оплаты бонуса и/или лицензионных платежей;
– неуведомления уполномоченного государственного органа по недропользованию в установленный срок о смене участников лицензиата – юридического лица, если такая смена влечет уплату бонуса в соответствии с налоговым кодексом.
При этом, Кабинет Министров имеет право ввести временное внешнее управление при приостановлении права пользования недрами.
Все банковские счета общества на время приостановления права пользования недрами не зависимо от юрисдикции обслуживающего банка переходят в полное управление временного управляющего.
Кроме того, за отказ подчиниться решению Кабинета Министров о введении внешнего управления руководителем того или иного АО или ОсОО предусмотрена уголовная ответственность и наказание – в виде лишения свободы для несовершеннолетних – от 2 лет 6 месяцев до 4 лет, для других физических лиц – от 5 лет до 7 лет 6 месяцев.
Законопроект был принят в парламенте сразу в 3-х чтениях
Оперативное принятие данных поправок можно расценить как вмешательство в деятельность частных компаний, что отрицательно скажется на имидже Кыргызстана на из-за грубых нарушений Регламента Жогорку Кенеша.
Ведь в Регламенте указано, что промежуток времени между каждым чтением по проекту закона не может быть менее 10 рабочих дней и более 30 рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Регламентом.
При наличии положительного заключения всех фракций, ответственного и профильного комитетов Жогорку Кенеш вправе принять проект закона одновременно в трех чтениях в следующих случаях:
– приведения норм закона в соответствие с Конституцией;
– приведения действующего закона в соответствие с нормами вновь принятого закона;
– приведения в соответствие одних статей закона другим статьям этого же закона;
– исправления грамматических ошибок текста закона;
– устранения несоответствий между текстами закона на государственном и официальном языках.
– рассмотрения проекта закона о ратификации международных договоров, за исключением кредитных соглашений.
Вместе с тем, закон о введении внешнего управляющего Кабинетом Министров в АО и ОсОО наделенный всеми полномочиями исполнительного органа в случае создания непосредственной угрозы экологии не относятся к вышеуказанной категории законопроектов, которые могут принимается сразу в 3-х чтениях.
Почему же депутаты принимают законопроект в нарушение Регламента?
Введение внешнего управления Кабинетом Министром с переходом права на ведение банковских счетов общества в целях устранения нарушений с сфере охраны недр, экологической и промышленной безопасности, обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, работающих или проживающих в зоне влияния опасных для жизни работ можно расценить как законное «рейдерство».
Ведь доступ к управлению к банковским счетами из-за безопасности жизни и здоровья людей, работающих или проживающих в зоне влияния дают широкие полномочия для заинтересованных «групп людей».
Пресечение экологических нарушений являются важным и значимым для граждан и это отрадно, что наши законотворцы радеют за экологическую безопасность в стране.
Но при этом нет гарантий, что данная норма может применятся лишь из-за угрозы экологической безопасности, а не для получения доступа к банковским счетам.
Что возможно в последующем негативно отразится на инвестиционной привлекательности уже и так не привлекательного для иностранного инвестора Кыргызстана.
Для исключения вмешательства в деятельность компаний все-таки необходимо конкретизировать четкие критерии по ведению внешнего управления.
И это позволит ставить интересы Кыргызстана выше, чем интересы крупных компаний, которые могут нанести ущерб экологии и пресекать нарушения с сфере охраны недр, экологической и промышленной безопасности.
Справочно: В Кыргызстане более 200 крупных обществ и в первой десятке оказались три горнодобывающие компании («Кумтор Голд Компани», KAZ Minerals Bozymchak, «Алтынкен»), две энергокомпании («Электрические станции», «Северэлектро») и национальная компания «Кыргыз темир жолу».