Точечные поправки в Конституцию: укрепление страны или узурпация власти?
Точечные поправки в Конституцию: укрепление страны или узурпация власти?
Четыре фракции парламента инициировали поправки в Основной закон. Инициатива вызвала общественный резонанс. У колумниста Кирилла Степанюка появилось ощущение, что волна паники по поводу того, что референдум направлен на узурпацию власти, поднята напрасно либо преждевременно.
Как и любая другая политическая инициатива, новость о приближающемся референдуме вызвала политический резонанс. Оппозиция, вернее, та ее часть, которая давно и устойчиво ассоциируется с иностранными агентами, закрутила привычную бурю в стакане, когда текст поправок в Конституцию еще в глаза никто не видел.
Предлагаемых изменений около 30. Поэтому говорить о точечных реформах можно только с оговоркой, что их будет много. Насколько они важны и нужны, каждый гражданин Кыргызстана пусть решает сам, когда подойдет с бюллетенем к урне для голосования.
Если говорить об извлечении “мин” из текста Основного закона, то работы у политических саперов, видимо, хватает. Нельзя не отметить, что на этот раз при разработке проекта документа четыре парламентские фракции отказались от помощи услуг “отца” Конституции образца 2010 года — Омурбека Текебаева. Это вообще, наверное, первая в истории страны конституционная реформа, которая проводится без его участия.
Кстати, о “минах”. Часть из них сдетонировала только по прошествии шести лет после заложения, однако есть “боеприпасы”, которые решили обезвредить прежде, чем они взорвут информационное и политическое пространство страны. Есть даже такие вещи, о которых и говорить не совсем прилично, но об этом несколько позже.
По существу поправок можно сказать, что одна из важнейших нацелена на выведение судебной системы КР из-под зависимости международных организаций. Ведь не секрет, что даже политики были безмерно удивлены, когда узнали, что Кыргызстан обязан исполнить решение комитета ООН и безоговорочно освободить правозащитника Аскарова. Напомним, этот человек обвиняется в том, что во время трагических событий на юге республики в 2010 году принимал участие в убийстве и сожжении милиционера. Обвинительный приговор вынесли все три судебные инстанции. Как можно по требованию пусть даже очень статусной международной организации отпустить убийцу? Что за игры и кого потребуют отпустить в следующий раз?
Недавно вскрылась новая проблема: оказалось, что в Конституции отсутствуют четкие механизмы отзыва министров с занимаемых должностей. Так получилось, что правительственные посты были своего рода собственностью парламентских фракций, поэтому их делили по квотам. За должности в парламенте разворачивалась настоящая битва с интригами и шантажом. Министр, назначенный по такой схеме, действовал по принципу “что хочу, то и ворочу”, зачастую саботируя коллегиальные решения правительства и игнорируя поручения премьера. Разве это нормальная система управления государством?
В этой части изменения будут достаточно серьезными. В новом варианте Основного закона устойчивость спикера поставлена в прямую зависимость от правящего большинства. Развалилась коалиция в результате политических интриг — в отставку отправляются не только министры и премьер, но и торага парламента. То есть торги за должности теперь могут дорого обойтись интриганам.
В определенной степени усиливаются полномочия премьера, чтобы он имел право реально влиять на подчиненных ему министров и принимать кадровые решения. Глава правительства получит возможность инициировать отставку любого члена кабинета, за исключением руководителей, ведающих вопросами обороны и нацбезопасности. В случае, если в течение пяти рабочих дней после получения представления, президент не подпишет указ об освобождении члена правительства от занимаемой должности, премьер-министр после консультации с лидерами фракций парламентского большинства вправе освободить его своим решением.
То есть, согласно новой редакции, глава кабмина не будет всесильной фигурой, которая может сосредоточить полноту власти в своих руках и подмять под себя ЖК с президентом. Именно на это постоянно напирает отдельная часть оппозиции, уверенно заявляя, что референдум нацелен на продление политической жизни Атамбаева путем переизбрания его на пост главы правительства с сохранением всей полноты власти. Конечно, поправки еще могут видоизмениться и дополниться предложениями общественности и политических сил, но пока в предлагаемых изменениях не угадывается желание Алмазбека Атамбаева во что бы то ни стало удержаться у власти.
А теперь о той “мине”, которая не успела сработать. Это, конечно, не совсем прилично, но самая “большая свинья”, подложенная в Конституцию, была в статье, касающейся семьи. Нужно признать, что по факту в Кыргызстане были узаконены однополые браки — в действующей редакции написано: “Лица, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак…”. Теперь формулировка изменится: “Семья создается на основе добровольного союза мужчины и женщины…”. Ну как вам такие сюрпризы?
Может быть, не все “мины” обезврежены и не все даже обнаружены. Однако складывается ощущение, что волна паники по поводу того, что референдум направлен на узурпацию власти, поднята напрасно либо преждевременно. Ну и, конечно, на определенные мысли наталкивает активизация только той части оппозиции, которая, в общем-то, и не скрывает, что получает поддержку международных доноров.
О чем это говорит? Все и так прекрасно знают, что любое политическое событие, будь то выборы или референдум, есть повод… Повод, в том числе, для того, чтобы организовать акции протеста недовольных. Но пока до референдума далеко, и говорить о потенциальной угрозе майдана так же неуместно, как и о попытке узурпации власти со стороны Атамбаева.