Новые правила выборов
Этот законопроект уже направлен на рассмотрение парламента. Поправками к нему предлагается 35 депутатов Жогорку Кенеша выбирать в одномандатных округах по мажоритарной системе, а остальные 55 парламентариев будут представлены партиями – их изберут по пропорциональной системе.
Кандидатуры последних будут утверждаться на съездах политических организаций в виде партийных списков. При этом в парламент пройдут лишь те партии, которые наберут на выборах не менее 3% голосов всех избирателей.
В экспертно-рабочей группе состояли депутаты Жогорку Кенеша Алтынбек Сулайманов, Бактыбек Турусбеков, Умбеталы Кыдыралиев и Айнуру Алтыбаева.
Айнуру Алтыбаева призналась, что во время обсуждений по некоторым пунктам удалось прийти к консенсусу. Но при этом, по ее мнению, в законе осталась норма, открывающая дорогу к проявлению коррупции со стороны партий:
‒ В составе рабочей группы было четыре депутата, которые предложили экспертно-рабочей группе внести пункт, чтобы при голосовании за партии избиратель мог голосовать и за конкретного кандидата в ее списке. Но были и такие, кто предлагал сделать парламент полностью одномандатным. В итоге, я думаю, мы достигли компромиссного решения, и теперь 55 депутатов будут избираться по уже существующей системе, то есть через утвержденные на съездах партий списки. Но это означает, что сохранился коррупционный элемент внутри партий. Радует, что 30-процентная квота для женщин будет требоваться не только при регистрации списков кандидатов ЦИКом, но и при распределении мандатов. Это я считаю большим плюсом в законопроекте.
Предполагается, что при формировании одномандатных округов, в каждом из них будет от 85 тысяч до 115 тысяч избирателей. При такой системе в случае досрочного сложения полномочий депутатом для замещения его должности будут назначаться новые выборы.
При этом один и тот же человек не может одновременно выдвигаться по одномандатному округу и баллотироваться в списке политической партии. Изменениям подвергся и возрастной ценз: так, если раньше в депутаты мог баллотироваться гражданин 21 лет и старше, теперь предлагается повысить этот порог до 25 лет.
Депутат Абдывахап Нурбаев считает, что в законопроекте присутствуют нормы, которые создают риски возникновения монополии со стороны одной партии:
‒ В документ, оказывается, не вошла норма о том, что участвующая в выборах партия может получить лишь 50% от 55 мандатов. Если не будет этого сдерживающего фактора, то партии вроде «Алга Кыргызстан», «Ак Жол» или «Биримдик» заполучат более половины депутатских мест, в итоге возникнет прежняя монополия провластной партии, а недовольство народа усилится. Как показали последние местные выборы, у нас до сих пор сильны такие явления как подкуп голосов и использование административного ресурса. А при одномандатной системе будут избраны не простые граждане, а состоятельные товарищи. И придя в парламент, они примкнут к партии власти. В этом я вижу риски данного законопроекта.
Тем временем в Жогорку Кенеше одобрили поправки в закон о деятельности Центризбиркома, который приводили в соответствие с новой Конституцией. Согласно документу, половину из 12 членов ЦИК будет предлагать президент, другую – парламент. Ранее треть членов ЦИК выдвигалась главой государства, вторая треть – коалицией Жогорку Кенеша, а оставшиеся четыре кандидатуры предлагала парламентская оппозиция.
«Бесконечно» действующий VI созыв
Несмотря на то, что правила новых выборов определились, пока не совсем ясно, когда они пройдут.
22 октября 2020 года Жогорку Кенеш принял закон, согласно которому новые выборы в парламент не проводятся до тех пор, пока не будет принята новая Конституция КР. При этом в документе отмечалось, что дата парламентских выборов будет назначена до 1 июня 2021 года.
Но недавно в администрации президента заявили, что пока не будут приняты необходимые для проведения выборов законы, дата голосования назначаться не будет.
Гражданский активист Руслан Акматбек так объясняет ситуацию с выборами, дата которых все отодвигается:
‒ Для власти любые новые выборы – это риски. И пока она не закрепит свой статус-кво, выборы проводиться не будут. Ведь тогда она может упустить контроль. Во-вторых, продление «сроков жизни» нынешнего созыва Жогорку Кенеша выгодно для власти, так как удается принять любой закон. Парламент ведь стал фактически выполнять функции нотариуса. Кроме того, заключают под стражу политических лидеров, то есть очищают политическое поле. Все это говорит о том, что предстоящие выборы пройдут по сценарию власти.
Законопроект об изменении выборного законодательства должен быть принят при поддержке не менее 80 депутатов Жогорку Кенеша. После этого президент назначит дату выборов. Согласно действующим нормам, это должно быть сделано за три месяца до дня голосования.
Но по регламенту Жогорку Кенеша, после 30 июня парламент уходит на летние каникулы. А депутат Рыскельди Момбеков напоминает, что конституционные законы принимаются в течение трех месяцев:
‒ Если власти хотят провести новые выборы в октябре, тогда надо было объявить дату выборов до ухода Жогорку Кенеша на каникулы. Только поступивший закон будет приниматься парламентом 90-100 дней. Кроме того, не утвержден состав ЦИК. И работа по формированию одномандатных округов еще не проводилась. Если закон примут в сентябре, тогда выборы пройдут в декабре-январе. Недавно пришедшие в парламент депутаты, оказывается, собирают подписи, мол, поработаем и в июле. Делают это для того, чтобы заявить о себе. Но это противоречит регламенту. Если что-то не успеем завершить, то придется собираться на внеочередное заседание парламента.
В Кыргызстане депутатов Жогорку Кенеша выбирают на 5 лет. Срок полномочий нынешнего, VI, созыва парламента истек в конце 2020 года. Но из-за политических событий, когда произошла смена власти, и по причине общественно-политической ситуации депутаты продолжают работать.