Права и свободы человека в процессе подготовки изменения Конституции
Права человека и международные стандарты
Из числа основных договоров ООН по правам человека, прежде всего, необходимо отметить положения Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП)[1], участницей которого является Кыргызская Республика, по вопросам ведения государственных дел.
Статья 25 МПГПП:
«Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность:
- a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
- b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
- c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».
Выводы из положений статьи 25 МПГПП
Как видно из формулировки статьи 25 МПГПП, в контексте инициативы внесения изменений в Конституцию и проведения референдума мы вопросы доступа к государственной службе не стоит рассматривать. Один из вопросов, который связан с государственной службой – исключение так называемого «административного ресурса», который может помешать свободному волеизъявлению граждан.
Два аспекта участия граждан в введении государственных дел
Право на участие граждан в ведении государственных дел затрагивает два аспекта:
- непосредственное участие граждан в ведении государственных дел (данное положение реализуется в соответствии с законами, принятыми на национальном уровне), и
- участие граждан в ведении государственных дел через посредство свободно выбранных представителей (при расшифровке данного положения в перечень «свободно выбранных представителей» у нас войдут: представительный орган – парламент, а также президент – именно данные органы избирают граждане).
Ознакомиться и скачать документ можно ниже по ссылке: