Рус Кырг Eng

Поправки в избирательное законодательство. Что изменится?

Поправки в избирательное законодательство. Что изменится?

Распоряжением Президента Кыргызской Республики от 23 марта 2021 года № 33 была межведомственная рабочая группа, включающая в себя депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, руководителей государственных органов, представителей неправительственных организаций, а также независимых экспертов.  Межведомственной рабочей группе было поручено выработать предложения по порядку избрания депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

28 мая 2021 года решением Межведомственной рабочей группы, образованной распоряжением Президента Кыргызской Республики от 23 марта 2021 года № 33, на рассмотрение Президенту Кыргызской Республики внесены законопроекты по двум моделям избирательных систем (пропорциональная система с открытыми списками по единому избирательному округу и смешанная избирательная система) для принятия соответствующего решения.

29 мая 2021 года на официальном сайте Президента Кыргызской Республики для общественного обсуждения размещен проект конституционного Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», предусматривающий смешанную избирательную систему. Данный законопроект доработан в ходе общественного обсуждения.

Президентом Кыргызской Республики в порядке законодательной инициативы проект конституционного Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАКОНОПРОЕКТА

В соответствии со статьями 68 и 76 Конституции порядок выборов Президента и порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша определяется конституционным законом.

Проект конституционного Закона разработан во исполнение Конституции Кыргызской Республики, принятой референдумом (всенародным голосованием) 11 апреля 2021 года и в целях дальнейшего совершенствования избирательного законодательства Кыргызской Республики.

 

ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ НОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 

Законопроектом предлагается введение новой избирательной системы для избрания 90 депутатов Жогорку Кенеша – по смешанной (параллельной) системе:

35 депутатов избираются по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах;

55 депутатов избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам) по единому избирательному округу.

Право выдвижения кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша принадлежит:

по пропорциональной системеполитическим партиям;

по мажоритарной системеполитическим партиям и гражданам путем самовыдвижения.

 

  • Изменения в части избрания 35 депутатов в одномандатных округах: 

1) Понятийный аппарат конституционного Закона дополняется следующими определениями:

избирательный округ одномандатный (одномандатный избирательный округ) – избирательный округ, в котором избирается один депутат Жогорку Кенеша;

избирательный округ единый республиканский (единый избирательный округ) – избирательный округ, включающий в себя всю территорию Кыргызской Республики, по выборам депутатов в Жогорку Кенеш, выдвинутых политическими партиями по спискам кандидатов;

член местного сообщества – гражданин Кыргызской Республики, постоянно проживающий на территории соответствующего айылного аймака, города, включенного в состав одномандатного избирательного округа. Членство избирателя в местном сообществе определяется отметкой о регистрации места жительства в паспорте гражданина, сделанной в срок не менее чем за 3 месяца до дня голосования.

2) Проведение выборов депутатов Жогорку Кенеша по одномандатным избирательным округам осуществляется в избирательных округах, схемы и границы которых утверждает Центральная избирательная комиссия. При образовании одномандатных округов должно соблюдаться примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей, как правило, не более чем на 15 процентов и учитывается административно-территориальное деление республики.

3) В список избирателей на выборах депутатов Жогорку Кенеша по одномандатным избирательным округам включаются все граждане Кыргызской Республики, обладающие на день голосования активным избирательным правом, являющиеся членами местного сообщества и прошедшие биометрическую регистрацию. Членство избирателя в местном сообществе определяется отметкой о регистрации места жительства в паспорте гражданина, сделанной в срок не менее чем за 3 месяца до дня голосования.

4) На период подготовки и проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша Центральной избирательной комиссией формируются окружные избирательные комиссии из числа членов соответствующих территориальных избирательных комиссий, функционирующих в соответствующих избирательных округах, в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией.  Окружные избирательные комиссии прекращают свои полномочия по решению Центральной избирательной комиссии после официального опубликования результатов выборов депутатов Жогорку Кенеша.

5) Выдвижение кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам от политических партий осуществляется на съездах с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Политические партии вправе выдвигают не более одного кандидата по одномандатному округу.

Выдвижение кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения граждан производится путем подачи кандидатом в Центральную избирательную комиссию заявления о намерении баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу. При этом кандидат из личных средств вносит на специальный счет Центральной избирательной комиссии избирательный залог в тысячекратном размере установленного законодательством расчетного показателя.

Кандидат может быть выдвинут только в одном избирательном округе. Один и тот же кандидат не может быть зарегистрирован более чем в одном списке кандидатов по единому избирательному округу, более чем по одному одномандатному округу либо одновременно по списку кандидатов в едином избирательном округе и одномандатному округу.

6) Кандидат в депутаты Жогорку Кенеша по одномандатным избирательным округам формирует собственный избирательный фонд для финансирования предвыборной кампании за счет следующих денежных средств:

– собственные средства кандидата, включенного в список кандидатов, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 1 500 раз;

– средства, выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией, которые не могут превышать расчетный показатель более чем в 10 000 раз;

– пожертвования физических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 2 000 раз;

– пожертвования юридических лиц, размер которых не может превышать расчетный показатель более чем в 5 000 раз.

Предельная сумма поступивших и израсходованных денежных средств избирательного фонда кандидата не может превышать расчетный показатель более чем в 100000 раз.

7) Избранным депутатом Жогорку Кенеша по одномандатному избирательному округу признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей (простое большинство голосов), принявших участие в голосовании по данному одномандатному избирательному округу.

8) Вместо выбывших депутатов Жогорку Кенеша по одномандатным избирательным округам проводятся новые выборы в соответствующих одномандатных округах в течение двух месяцев после появления вакантного депутатского мандата. Выборы назначаются Президентом и проводятся Центральной избирательной комиссией. В случае выбытия депутатов Жогорку Кенеша за год либо менее года до истечения срока избрания Жогорку Кенеша выборы депутатов вместо выбывших не проводятся.

  • В части избрания 55 депутатов по пропорциональной системе: 

55 депутатов избираются по действующей пропорциональной системе. Депутаты, избираемые по пропорциональной системе, определяются политической партией, преодолевшей 3 процентный порог, из числа кандидатов, состоящих в списке политической партии, утвержденном съездом.

При этом законопроектом снижается региональный порог с 0,7 до 0,3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по каждой области, городам Бишкек и Ош.

Политическая партия по выборам по пропорциональной системе выдвигает список кандидатов от политической партии в количестве, не превышающем 55 кандидатов.

Сохраняются следующие квоты при составлении списков для женщин, представителей этнических меньшинств, молодежи и ЛОВЗ:

– не более 70 процентов кандидатов одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политических партий, не должна превышать двух позиций;

– не менее 15 процентов кандидатов не старше 35 лет, при этом не менее 3 кандидатов из них должны быть включены в список первых 25 кандидатов;

– не менее 15 процентов кандидатов, имеющих различную этническую принадлежность, при этом не менее 3 кандидатов из них должны быть включены в список первых 25 кандидатов;

– не менее 2 кандидатов – лица с ограниченными возможностями здоровья, при этом один из них должен быть включен в список первых 25 кандидатов.

 

ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

В целях дальнейшего совершенствования избирательного законодательства законопроектом помимо изменений, связанных с новой избирательной системой, предлагаются следующие поправки:

1) Законопроектом предусматривается, что зарубежные избирательные участки образуются по предложению МИДа по согласованию с соответствующими органами страны аккредитации, как правило, на территории загранучреждений Кыргызской Республики, т.е. возможность открытия зарубежных избирательных участков вне территории загранучреждений Кыргызской Республики.

2) Предлагается предоставить право избирать гражданам, осужденным за совершение преступлений по неосторожности.

3) Кандидаты, являющиеся политическими служащими, за исключением депутата Жогорку Кенеша или Президента, депутата местного кенеша; руководителем государственного, муниципального предприятия, учреждения, предприятия с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов и их подразделений, прекращают исполнение должностных или служебных полномочий с момента выдвижения на выборах в Жогорку Кенеш.

4) Не допускается проведение агитационных мероприятий, раздача агитационных материалов вблизи (менее чем за 100 метров) от культовых зданий, сооружений и относящихся к ним территорий, объектов с опасными и вредными производствами, электростанций, железных дорог, нефтепроводов и от линий высоковольтной электропередачи, объектов пенитенциарной системы, государственных и муниципальных организаций здравоохранения, детских дошкольных учреждений, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций. Не допускается отображение и иное использование в агитационных материалах частей и элементов информации (изображений), содержащих прямые и косвенные заимствования или ссылки на религиозную тематику.

5) Привлечение работников учреждений и организаций, финансируемых из республиканского и местного бюджетов, работников территориального общественного самоуправления для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата, а также проведение сбора подписей, предвыборной агитации работниками территориального общественного самоуправления будет отнесено к видам злоупотребления административным ресурсом. Кроме того, работникам территориального общественного самоуправления запрещается проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

6) Центральная избирательная комиссия вправе признать итоги голосования по кандидату, списку кандидатов недействительными, если во время подготовки выборов, проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место грубые нарушения со стороны кандидата, политической партии, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования или повлияли на волеизъявление избирателей. В случае признания недействительными итогов голосования по кандидату, списку кандидатов политической партии после дня голосования в результате установления нарушения избирательного законодательства, голоса избирателей, отданные за кандидата, политическую партию, признаются недействительными с отнесением избирательных бюллетеней к недействительным. Для целей расчета распределения депутатских мандатов голоса избирателей, отданные за кандидата, список кандидатов политической партии, итоги голосования по которым признаны недействительными, не учитываются в числе избирателей, принявших участие в голосовании. Такой кандидат, политическая партия не допускаются к следующим выборам депутатов Жогорку Кенеша. Избирательный залог, внесенный политической партией, чье избрание было признано недействительным, не возвращается и подлежит зачету в бюджет.

При этом Центральная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными в том числе если признанные недействительными итоги голосования по кандидату (кандидатам), списку кандидатов политической партии (партий) охватывают более одной трети избирателей от общего числа принявших участие в голосовании.

8) День голосования на выборах в Жогорку Кенеша с первого воскресенья меняется на последнее воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который был избран Жогорку Кенеш действующего созыва.

9) Исключается норма о том, что уполномоченные представители, доверенные лица, наблюдатели, представители кандидатов, политических партий в избирательных комиссиях вправе осуществлять свои полномочия, выполнять работы и услуги, прямо или косвенно связанные с выборами, на безвозмездной основе.

10) Предусматривается возврат избирательного залога кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим списки кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша, получившим не менее 1 процента голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, а также получившим не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному избирательному округу, а также в случае если выборы признаны несостоявшимися или недействительными.

11) Законопроектом предусматривается отмена регистрации кандидата в случае осуществления благотворительной деятельности кандидатами, их близкими родственниками, супругой, представителями кандидатов и политических партий с момента назначения выборов и до опубликования результатов выборов. 

12) В случае отмены регистрации кандидата, списка кандидатов политической партии до дня голосования в результате нарушения законодательства, избирательный залог, внесенный кандидатом, политической партией, не возвращается и подлежит зачету в бюджет.

13) Для регистрации списка кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша в Центральную избирательную комиссию дополнительно предоставляются:

– сведения кандидата и его близких родственников о доходах, расходах, обязательствах и имуществе по форме, утвержденной ЦИК либо;

– копия декларации о доходах, расходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих или занимающих государственные и муниципальные должности за предыдущий год до назначения выборов депутатов Жогорку Кенеша. 

14) В целях обеспечения финансовой прозрачности в конституционный закон предлагается внести изменения, предполагающие более точную регламентацию вопросов финансового обеспечения подготовки и проведения выборов. В частности, предлагается разделить полномочия уполномоченного представителя по выборам и уполномоченного представителя по финансовым вопросам, определить, что кандидат либо политическая партия вправе открыть только один специальный счет своего избирательного фонда, усилить требования по финансовой отчетности, и др.

15) Кроме того, законопроект направлен на приведение в соответствие отдельных положений конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» с новой редакцией Конституции Кыргызской Республики, а также предусматривает ряд других редакционных и уточняющих поправок в действующий конституционный закон.