По вопросу ограничения права голосовать на местных выборах
В 2020 году по Республике стартует новый цикл выборов на местном и национальном уровне. Проблема со списками избирателей является одной из главных проблем, которая все еще продолжается, несмотря на все попытки со стороны госорганов улучшить избирательный процесс и непосредственно предпринятых действенных мер по улучшению списков избирателей. Однако, последние события по манипуляции с прописками вызвали волну негодования и среди парламентариев в том числе.
Депутат Жанар Акаев и другие депутаты подняли проблему и обсуждали в стенах парламента на прошлой неделе. “В Оше и его районах на учет поставили около 40 тыс. человек. Партии и их лидеры таким образом лишают местных жителей права избирать своей кенеш. К местным органам власти нет претензии, это делают партии. Люди, чьи паспорта забрали, не могут вовремя получить пенсии и пособия. Это не настоящие выборы. Мы, партии, должны выйти на честную борьбу”, – сказал депутат.
Также он предложил на законодательном уровне бороться с этим явлением, предложив инициативу согласно которой люди, вставшие на учет за последние шесть месяцев, не могут голосовать и даже предложили перенести выборы на два месяца, чтобы «переселенцы» не могли голосовать.
Если обратимся к международным нормам и практикам по вопросу ограничения права голосовать на местных выборах по критерию оседлости, то прямых норм, запрещающих устанавливать ценз оседлости для предоставления права голосовать, не значатся.
В то же время во многих международных документах установлен принцип всеобщности избирательного права, в соответствии с которым страны обязуются устанавливать право своих граждан принимать участие в выборах без дискриминации. При этом международная, в том числе судебная, практика допускают ряд оснований для ограничения активного избирательного права, в частности при проведении местных выборов.
Всеобщее избирательное право означает, в принципе, что каждый человек имеет право избирать и быть избранным. Однако, это право может и, по сути, должно ограничиваться определенными условиями, такими как возраст, гражданство, место жительство. В отношении места жительства могут устанавливаться особые требования. Под местом жительства в данном случае понимается место обычного проживания. Требование в отношении определенной продолжительности проживания может устанавливаться в отношении граждан исключительно в связи с участием в местных или региональных выборах. При этом требуемый период проживания не должен превышать шести месяцев. Более длительный срок может устанавливаться лишь для защиты национальных меньшинств.
Такими образом, гипотетически, если инициатор будет закладывать принцип права на участие в местных кенешах подобной инициативой, уточнив категорию лиц, имеющих право голосовать, считаем вполне допустимой. Однако инициатива должна исходить из принципа реализации права, а не по принципу запрета на осуществление активного избирательного права.
Что касается установления ценза оседлости при ограничении права быть избранным (пассивное право), международная практика более жестко подходит к вопросу – в целом любой такой ценз считается дискриминационным.