Пандемия и выборы-2020 в Жогорку Кенеш. Как расценивать помощь кандидатов и политических партий?
25 июня 2020 года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в третьем чтении принял Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере избирательного законодательства», инициированный депутатами ЖК КР Исмаиловой, А.Касымалиевой, Е.Строковой, К.Рыспаевым, И.Омуркуловым, А.Батырбековым, У.Примовым, Т.Мамытовым, А.Алтынбековым, С.Джураевым, Б.Райымкуловым и У.Кыдыралиевым.
В соответствии с принятм Законом вносятся изменения и дополнения в Кодекс о нарушениях, Кодекс о проступках, Уголовнй кодекс и Административно процессуальный кодекс.
Давайте проанализируем какие же нормы, устанавливающие ответственность за нарушения избирательного законодательства были приняты нашими парламентариями.
Кодекс о нарушениях
В Кодекс о нарушениях были внесены три новые статьи 421, 422 и 423. Так статья 421 устанавливает ответственность за невыполнение решений и требований избирательной комиссии, принятых в пределах ее полномочий. Речь в данном случае идет об ответственности в случае, если физические и юридические лица не представляют в избирательные комиссии сведения и материалы, которые они обязаны представить или в случае, если указанные лица не выполняют решения и требования избирательных комиссий.
По сути данная статья может иметь широкий спектр применения, начиная от привлечения к ответственности кандидатов и партии за непредоставление сведений, вплоть до ответственности финансово-кредитных учреждений за непредоставление или предоставление в неустановленные сроки запрашиваемых комиссией сведений, материалов и прочее. При этом ответственность наступает в виде штрафа III категории что составляет для физических лиц – 55 расчетных показателей, для юридических лиц – 170 расчетных показателей.
Статья 422 устанавливает ответственность избирателя за предоставление в избирательную комиссию заведомо недостоверных сведений о смене избирательного адреса. Наказание будет выступать в виде штрафа 2 категории, что составляет 30 расчетных показателей. По мнению инициаторов законопроекта, необходимость введения ответственности обусловлена прозвучавшими в ходе прошедших выборов и получившими широкую огласку заявлениями избирателей о включении или невключении их в списки избирателей, которые в ходе проверки оказались ложными.
При этом такого рода заявления дискредитируют выборный процесс и зачастую могут использоваться сторонниками тех или иных кандидатов или политических партий в целях подрыва доверия к результатам выборов. Субъектом ответственности по данной статье является сам избиратель, который сообщил заведомо недостоверные сведения о смене избирательного адреса.
Анализ избирательных компаний показывает, что получение денежных и материальных ценностей избирателями за голосование в пользу того или иного кандидата или партии превратилось в порочную практику. В связи с указанным обстоятельством, законодательным органом была также введена новая статья 423 , которая устанавливает ответственность для самого избирателя за получение денег или материальных ценностей в ходе выборов.
Таким образом, законодательный орган пошел по аналогии, когда за взятку предусматривается как ответственность того лица которое дает взятку, так и ответственность лица получающего взятку. Наказание по данной статье предусмотрено в виде штрафа 1 категории, что составляет 10 расчетных показателей.
При этом следует отметить, что если избиратель добровольно сообщит о получении денежных средств и материальных ценностей за подкуп его голоса, то он освобождается от ответственность.
В соответствии с принятыми изменениями и дополнениями дела о нарушениях, предусмотренных статьями 42–422, 43–48 Кодекса о нарушениях будут рассматриваться избирательными комиссиями, а дела о нарушениях, предусмотренных статьей 423 – уполномоченным органом в сфере внутренних дел.
Кодекс о проступках
Практика прошедших выборов показала, что основными рисками, влияющими на волеизъявление избирателей являются злоупотребление административным ресурсом и подкуп голосов избирателей.
При этом в отношении административного ресурса до настоящего момента не было статьи, которая бы устанавливала ответственность лиц, которые в угоду тому или иному кандидату или политической партии используют административный ресурс.
В целях борьбы с указанным риском была принята новая статья 871, которая вводит ответственность за злоупотребление административным ресурсом кандидатами, руководителями государственных средств массовой информации и интернет-изданий, для которых устанавливается наказание в виде штрафа 2 категории, что составляет от 300 до 600 расчетных показателей.
При этом часть 2 указанной статьи устанавливает более жесткое наказание для государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных и муниципальных организаций и т.д. также в виде штрафа 2 категории с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Законодателями также принята новая статья 87², которая устанавливает ответственность кандидата на выборную должность за предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений о гражданстве, отсутствии судимости и прочее. Необходимость указанной статьи назрела практикой последних лет, когда после регистрации депутатов, впоследствии выявлялись факты о наличии у них гражданства другого государства или неснятой или непогашенной судимости.
В качестве наказания предусмотрен штраф 2 категории, что составляет от 200 до 300 расчетных показателей. При этом часть 2 указанной статьи также устанавливает повышенную ответственность в случае совершения указанного проступка государственными и муниципальными служащими в виде штрафа I категории с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Однако следует отметить что санкции части 2 как статьи 871 так и статьи 872 противоречат части 3 статьи 47 Кодекса о проступках, которая устанавливает, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания на срок от шести месяцев до одного года назначается судом.
Уголовный кодекс
В соответствии с принятым проектом, изменения и дополнения также внесены в две статьи Уголовного кодекса Кыргызской Республики.
Так статья 191 Уголовного кодекса изменена и дополнена частями 2 и 3. В соответствии с частью 2 устанавливается ответственность за воспрепятствование работе избирательных комиссий путем вмешательства в ее деятельность с целью повлиять на ее решения (по вопросам регистрации кандидатов, списка кандидатов, подсчета голосов и др.), а также за преднамеренные попытки нарушения работы или фальсификации данных государственных информационных систем.
В данном случае помимо ответственности отдельных лиц, пытающихся оказать давление на работу избирательных комиссий, речь идет и об ответственности за попытки взлома информационных систем, то есть за так называемые «хакерские атаки», которые имели место на прошедших выборах. В качестве наказания за указанные проступки будут либо общественные работы 4 категории от 280 до 360 часов, или исправительные работы 3 категории от двух лет до двух лет шести месяцев или штраф 4 категории от 1800 до 2200 расчетных показателей.
Часть 3 указанной 191 статьи устанавливает более суровую ответственность для государственных и муниципальных служащих в виде исправительных работ 4 категории от двух лет шести месяцев до трех лет или штрафа 5 категории от 2200 до 2600 расчетных показателей.
В целях борьбы с подкупом инициатор законопроекта также предлагает внести изменения в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, статью 192 Уголовного кодекса предлагается вернуть в редакцию, которая существовала до января 2019 года. Так, в ранее действовавшем УК КР статья по подкупу была изменена в 2017 году и устанавливала ответственность за подкуп не только для кандидатов и его представителей, но и для любого лица, осуществляющего подкуп.
Однако в действующем УК КР, который вступил в силу в январе 2019 года по неизвестным причинам статья о подкупе осталась в старой редакции и устанавливает ответственность только для кандидатов и их представителей. В связи с указанным пробелом внесены изменения в статью 192 УК КР и установлена ответственность для всех лиц, осуществляющих подкуп избирателей в виде штрафа IV категории что составляет от 1800 до 2200 расчетных показателей.
При этом более высокую меру наказания предлагается установить для кандидатов на выборные должности, а также их супругов, близких родственников в виде штрафа V категории, что составляет от 2200 до 2600 расчетных показателей или лишения свободы I категории до двух лет шести месяцев.
В целом хотелось бы отметить, что если в ходе предстоящих выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики на основании принятых норм удастся пресечь, привлечь к ответственности лиц, злоупотребляющих административным ресурсом или осуществляющих подкуп избирателей, то это будет большая победа.
Однако пандемия вируса и здесь вносит свои коррективы. Так в настоящее время многие кандидаты и политические партии оказывают разного рода помощь учреждениям здравоохранения в виде материальной помощи, а также открывая разного рода стационары для граждан страны.
Как в этой ситуации расценивать их действия? Должна ли наступать за них ответственность? Ответ на эти вопросы волнует многих граждан страны.