О конституционной реформе в предвыборных программах кандидатов
Предвыборная кампания в самом разгаре. Кандидаты представили на суд общественности свои предвыборные программы и платформы, охватывающие практически все области жизни граждан страны. Помимо программ они делают многочисленные устные заявления во время встреч с избирателями и выступлений в СМИ. Некоторые кандидаты снова обещают изменить Конституцию, выбрать на референдуме президентскую или парламентскую форму правления.
Формат подачи кандидатами своих обещаний разный. Если некоторые кандидаты используют разработанную, оформленную надлежащим образом и распечатанную через типографию программу, то ряд кандидатов, в силу отсутствия достаточных финансовых ресурсов, используют публичные площадки и ограничиваются лишь устными заявлениями.
До выборов остались считанные дни. Народ взбудоражен, активность в публичном пространстве нельзя не заметить и проигнорировать.
Какие же действительно важные для нашей страны вопросы затрагивают кандидаты в своих предвыборных обещаниях?
На эту тему своей точкой зрения делится директор Общественного Фонда «Гражданская платформа» Айнура Усупбекова.
Айнура Усупбекова: Я считаю, что нам, гражданам Кыргызской Республики, важно принимать активное участие в выборном процессе. Проведение честных и прозрачных выборов является залогом развития нашей страны.
Для меня ключевым моментом в предвыборных программах является видение развития страны кандидатом, а также то, какие реформы кандидат будет проводить в сферах своих полномочий. Думаю, что кандидатам в период предвыборной кампании необходимо предлагать электорату план решения проблем, озвученных в своих предвыборных программах.
Гражданам важно быть в курсе предлагаемых программ кандидатами, т.к. это позволит аналитикам и гражданам подсчитать, действительно ли то, что говорит кандидат выполнимо, или это просто очередная демагогия.
Перспектива очередного изменения Конституции КР
Все кандидаты в президенты Кыргызстана 2017 – участники конституционных процессов или участвовали в реформах избирательного процесса. Те, кто не участвовал – близки к политическим силам, которые определяют в каком направлении будет развиваться наша система государственного управления.
Отмечу, что практически все программы кандидатов в президенты ориентированы на президентскую форму правления. Анализ предвыборных обещаний кандидатов показал, что наиболее активно ими используются социальные вопросы или имеющие общественный резонанс. Конечно, следует отдать должное политтехнологам, обслуживающим кандидатов, которые используют подобные проблемы для популяризации кандидата и привлечения электората. К таким вопросам можно отнести борьбу с коррупцией, решение проблемы бедности, обеспечение порядка в стране, строительство школ, обеспечение питьевой водой, проведение конституционных реформ и прочее. Причем сами программы в основном имеют декларативный характер, и не важно, относится решение тех или иных вопросов к полномочиям Президента или Парламента, а иногда Правительства согласно Конституции КР.
Остановимся все же на вопросе Конституционной реформы, озвученной в программах кандидатов.
Тема конституционной реформы широко обсуждается многими кандидатами. Некоторые из них прямо говорят, что если они станут президентом страны, то будут инициировать конституционную реформу.
В частности, об этом говорит кандидат в президенты Омурбек Бабанов, который обещает провести в 2020 году референдум по форме правления в стране, в случае избрания его президентом.
Бакыт Торобаев, Адахан Мадумаров в своих выступлениях не раз говорили, что в стране должна быть президентская форма правления.
Темир Сариев открыто не выступая против конституционной реформы, говорит, что частые изменения в Конституции ничего хорошего стране не дают и надо работать в рамках действующего законодательства. По его словам конституционные изменения подрывают основы законности в стране.
Возродить промышленность, продолжить войну с коррупционерами предлагает Сооронбай Жээнбеков. В основу своей программы Жээнбеков заложил посыл «развитые регионы — развитая страна».
В программу бывшего главы правительства входит обеспечение населения чистой питьевой водой в 650 населенных пунктах. Кандидат обещает построить, отремонтировать и сдать в эксплуатацию водные объекты.
Для Жээнбекова приоритетными остаются сферы образования и здравоохранения. Важным вопросом остается повышение зарплаты учителям.
Когда речь идет о конституционной реформе, то одно из ограничений, которое существует в действующей Конституции – это шестилетний срок, после которого президент не имеет право избираться на последующие сроки. Существует вероятность того, что под соусом конституционной реформы это ограничение можно будет убрать и избранный президентом кандидат будет иметь возможность в дальнейшем избираться в президенты.
Переписывание Конституции.
Десять раз мы меняли Конституцию. Главная проблема в том, что политической элите, депутатам парламента, исполнительной власти не хватает зрелого сознания. Важно, чтобы к власти пришли зрелые и ответственные люди, которые подчинялись бы Конституции, а не персонам.
Главная проблема – научиться создавать баланс между ветвями власти, которого сейчас нет. Баланс прописан в Конституции, но он грубо нарушается.
Во многих программных установках кандидатов существуют не Конституционные позиции. Например, один из кандидатов призывает возродить курултай. Для чего?
Или такая идея, возобновить в каждом айыл окмоту институт представителя президента.
Или двукратное увеличение благосостояние каждого кыргызстанца. За счет чего? Сразу напрашивается вопрос – разве президент обладает такими полномочиями, чтобы заниматься благосостоянием народа? Экономическая функция – это вопросы правительства.
Если кандидаты в президенты в своих программах берут на себя функцию правительства, тогда возникает вопрос, чем же будет заниматься правительство?
Говоря о конституционной реформе политики хотят расширить власть президента.
Исходя из этих программ кандидатов, президент очень силен. Тогда для чего проводился референдум?
К сожалению, у нас не сложилась политическая культура жить по закону. Правительство в стране меняется чрезмерно часто. Поэтому сегодня основная ответственность возлагается на парламент и президента КР.
Личностный фактор остается решающим и важным аспектом.
На сегодняшний день самое важное в Кыргызстане – это вопрос лидерства. Стране нужны не яркие популисты и политические шарлатаны, а управленцы-реформаторы, умеющие ставить цели и добиваться их, жестко защищающие национальные интересы, обладающие экспертным мышлением, логическим, системным и научным подходами. Нужны руководители, могущие приехать на работу на велосипеде.
Для Кыргызстана более полезно было бы двигаться в рамках действующей Конституции, хотя бы до того времени, когда мы получим фундаментальные гарантии того, что наши государственные политические институты не будут злоупотреблять теми полномочиями, которыми они наделены.
http://kaktus.media/364078