Рус Кырг Eng

Конституция: чего лишится следующий Президент Кыргызстана

Конституция: чего лишится следующий Президент Кыргызстана

Конституция: чего лишится следующий Президент Кыргызстана

Согласно предлагаемым поправкам к действующей редакции Конституции Кыргызстана, полномочия Президента страны, с учетом предложений и замечаний, поступивших в ходе общественного обсуждения предлагаемого проекта и поддержанных Президентом страны, претерпели заметные изменения.

После общественных обсуждений в новой редакции поправок к Конституции было предложено оставить статьи и пункты, затрагивающие функции главы государства. Президент, как и прежде, имеет право назначать выборы в Жогорку Кенеш, принимает решение о назначении досрочных выборов в законодательный орган, назначает выборы в местные кенеши, подписывает и обнародует законы, возвращает законы с возражениями в ЖК, созывает в необходимых случаях внеочередное заседание ЖК и определяет вопросы, подлежащие рассмотрению. Он также имеет право выступать на заседаниях Жогорку Кенеша.

Ранее группой депутатов было предложено внести дополнения в действующий Основной закон, затрагивающие право Президента представлять Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей не только Верховного суда, но и Конституционной палаты по предложению Совета по отбору судей.

Было также предложено оставить в силе норму, которая подразумевает, что глава государства, опять же после предложения дисциплинарной комиссии при Совете судей или Совета судей, может направить представление законодательному органу для освобождения от должности судей Верховного суда и Конституционной палаты. Сюда же можно отнести право Президента назначать и освобождать судей местных судов по предложению Совета судей.
Подобные нововведения преследуют цель четкого обозначения функций Президента страны в соблюдении баланса власти, необходимого для уравновешивания всех ее ветвей. Это также обозначает, что Президент может пойти на такие меры только с согласия Совета по отбору судей или дисциплинарной комиссии при Совете судей. Здесь можно заметить, что роль Президента в судебной системе резко снижается, за счет наделения Совета судей правом предлагать, кого назначать на должность судей Верховного суда и Конституционной палаты, а также местных судов.
Перевод (ротация) судей местных судов осуществляется Президентом и с представления Совета судей в порядке и случаях, определяемых конституционным законом.

Согласно предлагаемым в последней редакции поправкам, предлагается сохранить за Жогорку Кенешем право соглашаться или нет на назначение Генерального прокурора, которого предложит Президент. Однако, количество депутатов, которые должны будут дать согласие для утверждения, предложено сократить с двух третьей или 80 депутатов до не менее половины или 61 депутатского голоса.

Стоит обратить внимание на тот факт, что в новой редакции Конституции предлагается сузить права Президента и в решении кадровых вопросов Правительства. Другими словами, функции освобождения от занимаемой должности или назначения членов Правительства, за исключением членов Правительства – руководителей государственных органов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности, предложено передать на усмотрение Премьер-министра, но только с одобрения законодательной ветви власти.

Если в случае с освобождения члена Правительства от занимаемой должности глава государства не подпишет такой указ после одобрения Жогорку Кенешем в течение пяти дней, то Премьер после консультации с лидерами фракций парламентского большинства может освободить кого-либо из членов Правительства своим Распоряжением.

Во втором случае, если в течение трех дней Президент не назначает на вакантную должность кандидата, предложенного Премьером и одобренного законодательным органом, то он считается автоматически назначенным.

Более того, предлагается также внести изменения в норму, которая предусматривает подписание Президентом закона или возвращение его со своими возражениями в Жогорку Кенеш для повторного рассмотрения. А именно, предложено дополнить данную норму исключением из функциональных обязанностей права обязательного подписания Законов о республиканском бюджете и налогах в том случае, если от Премьер-министра поступило обращение о возвращении таких законов без подписания.

В то же время, остается норма с небольшими дополнениями, согласно которой Премьер-министр, Правительство или отдельный член Правительства вправе подать прошение об отставке, и которую принимает Президент.

Из всего вышеперечисленного видно, что по своим функциям Президент уравнивается по полномочиям с остальными ветвям власти и многие свои функции он исполняет только с согласия законодательной ветви власти, либо главы Правительства или же судебной ветви власти. Таким образом, обеспечивается баланс власти, который обусловлен системой сдержек и противовесов в системе госуправления и принятия законов. Это также будет способствовать упрочнения верховенства права и принципов демократии, а также установлению истинной парламентской демократии, как на государственном уровне, так и в гражданском обществе.

http://kabar.kg/kabar/full/111284