Рус Кырг Eng

ОФ “Гражданская платформа” подготовила анализ к проекту Закона Кыргызской Республики «Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики»

Анализ к проекту Закона Кыргызской Республики

«Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики»

(далее проект Закона)

 

Номер регистрации  6-16870/18

Дата регистрации     10-09-2018

Субъект инициативы 404 от 28.08.2018г.

Принят в первом чтении 02-03-2022

 

28 августа 2018 году  Государственный комитет национальной безопасности КР инициировал законопроект «Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики». Согласно заявленной концепции законопроект предусматривает новую редакцию Закона Кыргызской Республики «Об органах национальной безопасности».

Основной концепцией законопроекта является регулирование деятельности органов национальной безопасности, определение задач и принципов их деятельности, а также законодательное закрепление прав и обязанностей органов национальной безопасности в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по реформе системы правоохранительных органов» от 18 июля 2016 года за №161 и Решения Совета обороны Кыргызской Республики «О мерах по реформе системы правоохранительных органов Кыргызской Республики» от 4 июля 2016 за №3.

Согласно законопроекту, органы национальной безопасности наделены правом временно ограничивать права и свободы человека и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых запрещено Конституцией Кыргызской Республики (часть 2 статьи 4 законопроекта).

Данная норма вызывает тревогу и обеспокоенность за защиту фундаментальных прав и свобод человека и гражданина.

Иными словами, проект закона дает право органам национальной безопасности ограничивать права граждан, что позволяет их прослушивать и устанавливать скрытые камеры на частной территории без решения суда.

Хотелось бы отметить, что вышестоящая норма в первую очередь противоречит Конституции Кыргызской Республики, а именно части 3 статьи 29. В соответствии с частью 3 статьи 29 Конституции Кыргызской Республики, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений.

Ограничение этих прав допускается только в соответствии с законом и исключительно на основании судебного решения.

Вместе с тем, 2 марта 2022 году Жогорку Кенеш рассмотрел проект Закона и ряд депутатов внесли предложения по доработке и исключению антиконституционных норм в проекте Закона.

Отдельные же депутаты внесли конкретные предложения, и посчитали недопустимым вести прослушку и слежку без судебного на то разрешения.

В итоге разработчики отметили, что в настоящее время работают эксперты и на второе чтение документ внесут уже с правками. После чего Жогорку Кенеш принял законопроект в первом чтении с учетом предложений.

Параллельно, Жогорку Кенеш рассмотрел проект Закона «О контрразведывательной деятельности». Депутат Дастан Бекешев заявил, что подготовил некоторые поправки в законопроект о прослушивании телефонных переговоров, чтении электронных и иных писем, проникновении в жилище сотрудниками ГКНБ без судебного решения. Ниже представлены следующие предложения депутата:

  • прослушивать только в целях предотвращения шпионажа, а не в политических, как это делалось в отношении не согласных с позицией и мыслями президента;
  • не собирать и не хранить информацию о частной жизни;
  • предусмотреть ответственность сотрудника ГКНБ, прокурора, участвующего в деле, и следственного судьи, если контрразведывательные мероприятия проводились как борьба с оппонентами.

Хотелось бы, отметить, что анализ международных договоров и соглашений ратифицированные Кыргызской Республикой показывают следующее:

– Каждый  человек  имеет право на уважение его личной  и  семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки.

– Не должно быть никакого вмешательства со стороны государственных органов в пользовании этим правом, за исключением случаев, когда такое вмешательство   предусмотрено   законом   и   которое   необходимо   в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности,  общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Также законопроект предусматривает дополнительный порядок при приеме на работу (службу), где присутствует коррупционный фактор, предоставляющий руководителю уполномоченного государственного органа рычаги и возможности для коррупции, а именно в пункте 16 части 3 статьи 23 «При приеме на службу (работу) к гражданам могут предъявляться дополнительные требования, определяемые руководителем уполномоченного государственного органа, с учетом установленных настоящим Законом особенностей деятельности.

Органы национальной безопасности вправе не объяснять кандидату причину отказа в приеме на службу».

В связи с этим, необходимо доработать вышеуказанные нормы, позволяющие руководителям уполномоченного государственного органа лично принимать решения.

На основании вышеизложенного, проект закона необходимо тщательно рассмотреть и доработать в области соблюдения стандартов защиты прав человека.