Рус Кырг Eng

Анализ к проекту Закона Кыргызской Республики  «О средствах массовой информации»

Анализ к проекту Закона Кыргызской Республики  «О средствах массовой информации»

Анализ к проекту Закона Кыргызской Республики  «О средствах массовой информации»

21_Анализ Закона о СМИ

 

28 сентября 2022 года служба информационной политики Администрации Президента Кыргызской Республики вынесла на общественное обсуждение проект Закона Кыргызской Республики «О средствах массовой информации». Рассмотрим справку-обоснования к законопроекту и сам проект Закона.

  1. Информация относительно справки-обоснования:

Как отмечают инициаторы законопроекта основными целями проекта закона является приведение действующего Закона о СМИ в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики, принятой референдумом всенародным голосованием 11 апреля 2021 года, а также другими действующими законами.

Вместе с тем разработчики отмечают необходимость «выправить правоприменительную практику» в действующем законе «О средствах массовой информации», путем принятия проекта закона в новой редакции. Хотелось бы отметить, что согласно правоприменительной практике, не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор. Поэтому использование таких слов в справке-обосновании как «выправить» не совсем соответствует нормотворческому процессу. К тому же, согласно Закону КР «О нормативных правовых актах КР» справка-обоснование проекта нормативного правового акта должна содержать цели и задачи, которые предположительно будут достигнуты или решены в результате принятия нормативного правового акта.

Однако в вышеотмеченной справке-обосновании указаны цели, но о задачах, которые будут достигнуты в случае принятия законопроекта, ничего не сказано.

Также, в рассматриваемой справке указано введение общественного контроля за тем, что выходит на страницах печати, электронных СМИ, экранах телевидения, и т.д. Здесь важно отметить, что «общественный контроль» необходим не для СМИ, печати и экранах телевидения, как отмечают инициаторы, а для наблюдения граждан/общества за деятельностью исполнительной власти, законодательной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих полномочные действия. Ведь благодаря СМИ улучшается деятельность государства,  и именно через СМИ журналисты и активисты-общественники привлекают внимание к актуальным проблемам в государстве, для его дальнейшего решения.

По проекту Закона:

  1. Начнем с преамбулы закона, важно отметить, что в действующей редакции Закона КР «О средствах массовой информации» в преамбуле отмечено, что Закон направлен на свободное функционирование средств массовой информации. Действительно, до сегодняшнего дня Кыргызская Республика считается одной из немногих стран в Центральной Азии, где свобода слова имеет важную роль и законодательством Кыргызской Республики это право закреплено.

Так, согласно статье 32 Конституции Кыргызской Республики принятой референдумом всенародным голосованием от 11 апреля 2021 года, указано, что каждый имеет право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати. Также никто не может быть принужден к выражению своего мнения или отказу от него.

Дополнительно, согласно статье 63 Конституции Кыргызской Республики запрещается принятие законов, ограничивающих свободу слова, печати и средств массовой информации.

Вместе с тем согласно Всемирному индексу свободы прессы-2022 подготовленной международной неправительственной организацией «Репортёры без границ», Кыргызская Республика поднялась на 7 строчек и заняла 72 место, тогда как, соседние страны Казахстан и Узбекистан занимают 122 и 133 места в рейтинге из 180-стран.

Однако в разработанном в новой редакции проекте закона уже в преамбуле вовсе исключили словосочетание «свободного функционирования СМИ», и теперь преамбула гласит так, что проект закона будет  регулировать общественные отношения в области печатных и других средств массовой информации и устанавливает государственные гарантии их свободы в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики.

  1. Вместе с тем в статье 1 законопроекта, указано об ограничениях свободы слова, печати и других средств массовой информации, которая будет допускаться в условиях чрезвычайного и военного положения в соответствии с конституционным законом.

Хотелось бы отметить, что разработчики, внося данную норму о введении ограничений во время  чрезвычайного и военного положения затронули не только ограничения печати и средств массовой информации во время военного и чрезвычайного положения, но и коснулись свободы слова человека и гражданина в целом. А применение такой нормы считается антиконституционным.

Получается, что в случае принятия проекта Закона в предложенной редакции, ограничения в свободе слова коснутся не только печати и средств массовой информации, но и обычных граждан, которые делятся своим словом/мнением в интернет пространстве. По сути, свобода слова является основным правом человека и гражданина, лишь через свободу слова можно осуществить и другие права.

Вместе с тем, в разрезе международных документов можно обозначить, что согласно статье 19 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение. Это право включает в себя свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами.

  1. В предлагаемом проекте Закона статье 4 говорится о недопустимости злоупотребления свободой слова и печати, так в предлагаемой редакции законопроекта запрещается использование средств массовой информации для распространения материалов, подвергающих граждан дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической и региональной принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств личного и общественного характера. В действующей редакции закона присутствуют вышеотмеченные нормы, касательно запрета использования информации в средствах массовой информации, кроме дополнительной нормы, предлагаемой инициаторами, где они расширяют информацию, запрещенную для распространения в СМИ, такими понятиями как распространение информации общественного характера, а также других обстоятельств личного характера. Хотелось бы упомянуть, что согласно Инструкции по законодательной технике утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 26 июня 2015 года № 5389-V, в тексте законопроекта при изложении правовых норм законопроекта следует избегать чрезмерно обобщенных формулировок как в предложенном законопроекте словосочетание «другие обстоятельства личного характера», потому что применение таких терминов может привести к тому, что право обладающий субъект может по своему усмотрению трактовать данную норму. Также при использовании таких терминов как «общественный характер» в проекте закона, необходимо дать юридическое определение, для его дальнейшего точного трактования или исключить его. Аналогичные предложения к части второй статьи 4 «скрытых вставок и иных технических приемов».
  2. Предлагаемым проектом Закона статьей 6, вносится норма о том, что гражданин иностранного государства или лица без гражданства, не смогут выступать учредителем средства массовой информации. В действующем Законе о СМИ такая норма отсутствует.
  3. Новшеством законопроекта выступает статья 7, где веб-сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» будут проходить регистрацию как сетевое издание и обязательно будут указывать источник финансирования сайта. Регистрацию будет осуществлять территориальный орган Министерства юстиции КР.

Теперь в случае принятия настоящего проекта, закона каждый веб-сайт который находится в сети интернет будет считаться средством массовой информации.

В настоящее время, к средствам массовой информации относятся газеты, журналы, приложения к ним, альманахи, книги, бюллетени, разовые издания, предназначенные для публичного распространения, имеющие постоянное название, а также теле- и радиовещание, записи и программы, выпускаемые государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными и другими организациями, а также частными лицами.

  1. Законопроектом в статью 27 вводится новая норма, где запрещается распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки путем скрытой записи. Важно отметить, что полный запрет на распространение скрытой записи, может нанести определенный ущерб обществу, это может быть тогда, когда запись касалась общественного интереса и не нарушала права людей или на публикацию. Аналогичные предложения к части 1 статьи 28 инициируемого проекта закона.
  2. Вместе с тем, в заключительных положениях законопроета статьей 54 разработчики устанавливают норму, что с 1 июня 2023 года средства массовой информации, не прошедшие перерегистрацию в соответствии с требованиями настоящего Закона, считаются ликвидированными. Данная норма устанавливает что все СМИ обязаны пройти перерегистрацию, однако хотелось бы, отметить, что статьей 9 законопроекта уже указаны основания для перерегистрации:
  • смена учредителя, изменение состава соучредителей, а равно наименования (названия), языка распространения, формы периодического распространения массовой информации;
  • при изменении местонахождения редакции, доменного имени веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В связи с этим, в целях недопущения неправомерной ликвидации СМИ, считаем целесообразным пересмотреть норму с указанием оснований для перерегистрации.

Дополнительно, отмечаем, что с 1993 года ООН назначила Специального Докладчика по обеспечению и защите права на свободу слова и выражения мнения, в ежегодных докладах которого излагаются новые тенденции в странах участниц, а также нарушение прав на свободу мнений и их свободное выражение. Докладчик в своем отчете излагает нарушения относительно нарушенных прав в сфере свободы слова и направляет государствам-членам письма с призывом к незамедлительным действиям со стороны государственной власти. И предложенный инициаторами проект закона, может стать причиной к такому обращению.

На сегодняшний день, немаловажным остается тот факт, что за последнее время в нашей стране становится все больше угроз и физических нападений на журналистов и на СМИ с целью их ликвидирования. Все эти случаи говорят о том что, государственная власть покушается на свободу слова, печати не только СМИ, но и граждан. И к сожалению, все эти случаи могут нанести урон имиджу нашей страны на международной арене  и пошатнуть многолетние достижения народа на свободу слова.