Идея государственного финансирования политических партий
С 30 июля 2019 года на общественное обсуждение вынесен проект закона Кыргызской Республики «О политических партиях». Инициатором законопроекта является депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Алтыбаева А.Т.
В целом проект закона интересен идеей государственного финансирования политических партий и механизмами мониторинга финансов партии. На них мы подробнее остановимся позже.
В общих положениях законопроекта устанавливаются принципы деятельности политических партий: законности, добровольности, прозрачности, гласности, выборности, подотчетности, равноправия членов партии, недискриминации, гуманизма, толерантности, независимости, коллегиальности, самоуправления, отказа от насилия. Такая норма является весьма позитивной с точки зрения стандартов международного права.
Так в соответствии с принципом гласности инициатор законопроекта предлагает норму, в соответствии с которой политические партии действуют гласно, программа, устав, состав руководящих, исполнительных, контрольно-ревизионных и иных органов партии, деятельность политической партии, связанная с выборами и/или представляющая общественно-политический интерес, финансовая отчетность, порядок выдвижения кандидатов, и другая информация, связанная с деятельностью партии должны быть открыты для доступа. Таким образом, данная норма позволяет гражданам и всем заинтересованным субъектам в открытом доступе получать информацию о деятельности политических партий.
Проект закона также устанавливает равные права для женщин и мужчин, лиц разной этнической принадлежности, ЛОВЗ участвовать в деятельности партии, в том числе и выдвигать свои кандидатуры на выборные должности. При этом проект закона устанавливает запрет на создание политических партий на религиозной, этнической основе. Однако устанавливается запрет на дискриминацию членов политической партии по признаку вероисповедания или этнической принадлежности.
В части создания и регистрации политических партий изменений не предусмотрено, то есть сохраняется порядок, в соответствии с которым политическая партия может быть создана по инициативе не менее 10 граждан Кыргызской Республики. Следует отметить, что данная норма всегда положительно оценивалась международным сообществом, поскольку общим принципом является упрощенный порядок создания и регистрации политических партий.
Проект закона содержит ряд важных статей, связанных с вопросами членства в политической партии, выхода из членства, устанавливает права и обязанности членов политических партий.
В части регулирования деятельности политических партий следует отметить, что проект закона содержит ряд норм, устанавливающих что в обязательном порядке должен содержать устав политической партии. В числе обязательных положений устава в числе прочих устанавливаются такие важные вопросы как порядок вступления, выхода из членства партии, права и обязанности членов партии, порядок формирования, компетенция и сроки полномочий ее руководящих, исполнительных, контрольно-ревизионных и иных органов, порядок участия в выборах и иных мероприятиях, порядок формирования списков кандидатов в депутаты, на иные выборные должности, источники образования имущества политической партии и порядок его использования, порядок взаимодействия между фракциями и политической партией. Законопроект содержит и минимальные основные требования к органам политически партий, порядку избрания и компетенции.
В части финансирования деятельности политических партий инициатор предлагает четко установить на законодательном уровне источники, из которых запрещается финансирование политических партий. Это запрет на финансирование за счет иностранных государств, юридических лиц, их филиалов (представительств) иностранных государств, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе через граждан и юридических лиц Кыргызской Республики, международных организаций и движений, юридических лиц, учредителями которых являются иностранные граждане и юридические лица если их доля составляет 30 и более процентов, благотворительных, религиозных организаций, и прочее.
Относительно финансирования партий за счет граждан Кыргызской Республики и юридических лиц, законопроект устанавливает, что общий размер пожертвований, полученный политической партией от каждого гражданина Кыргызской Республики не должен превышать 500 расчетных показателей в год, а общий размер пожертвований, полученный политической партией от каждого юридического лица не должен превышать 1000 расчетных показателей в год.
Государственное финансирование
Инициатор законопроекта предлагает ввести государственное финансирование политических партий. В целом эта идея давно муссируется в политическом и правовом пространстве страны и имеет много сторонников как за, так и против этой идеи.
Следует отметить, что государственное финансирование политических партий является распространенной мировой практикой. Основная цель государственного финансирования заключается в поддержке политических партий и снижения влияния на партию членов, которые имеют значительные финансовые ресурсы. Принимая во внимание, что основная масса политических партий, участвующих в национальных выборах в нашей стране практически полностью зависит от финансирования олигархов, введение государственного финансирования могло бы в части снять вопрос влияния таких членов партий на процесс принятия внутрипартийных решений.
Для получения государственного финансирования политические партии должны отвечать ряду требований. Так финансирование из государственного бюджета получат партии, которые по результатам выборов в ЖК КР получат не менее 2% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по республиканскому избирательному округу. Напомним, что для допуска к распределению депутатских мандатов барьер для политических партий с января 2020 года будет составляет 9% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом государственное финансирование смогут получить и политические партии, которые не пройдет в парламент, но наберут не менее 2%.
При этом, помимо 2% голосов избирателей, политическая партия должна отвечать и следующим условиям:
- В списке кандидатов должно быть не более 60 процентов кандидатов одного пола, при этом разница очередности в списках кандидатов женщин и мужчин, выдвинутых от политических партий, не должна превышать двух позиций;
- не менее 20 процентов кандидатов не старше 35 лет;
- не менее 20 процентов кандидатов, имеющих различную этническую принадлежность;
- не менее 3 кандидатов – лица с ограниченными возможностями здоровья;
- при своевременном предоставлении достоверных и полных отчетностей, по форме и в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.
Таким образом, для допуска к государственному финансированию, в части формирования списков кандидатов к партиям устанавливаются более высокие требования чем в конституционном законе «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». По всей видимости данная норма вызвана стремлением обеспечить более высокий процент гендерной представленности, представленности этнических меньшинств, молодежи, ЛОВЗ.
Законопроект также содержит размер государственного финансирования исчисляется от размера республиканского бюджета и порядок распределения между партиями.
Мониторинг политических партий
Одной из проблем которая стоит в настоящее время, является проблема отсутствия информации о финансах политических партий, источниках их формирования, статей доходов и расходов. В целях решения данного вопроса инициатор предлагает механизм, в соответствии с которым политические партии ежегодно будут представлять в ЦИК КР отчет о финансах. Форма такого отчета будет разрабатываться ЦИК КР. Полученные от политических партий отчеты ЦИК КР будет размещать на своем сайте в открытом доступе.
Следует отметить, что подобного рода практики широко распространены как в странах СНГ (Россия, Молдова, Грузия), так и в странах Европы. В подавляющем большинстве мониторингом финансов партий занимаются либо избирательная комиссия, как независимый государственный орган, либо создается новый специальный орган в задачи которого входит мониторинг финансовой деятельности политических партий, а в ряде стран и привлечение к ответственности.
В предлагаемом проекте закона, по сути ЦИК КР выполнят роль общественной площадки для размещения отчетов финансовых партий. При этом вопросы мониторинга и привлечения к ответственности остаются в компетенции уполномоченных государственных органов.