Рус Кырг Eng

Есть ли в Законе “О госзакупках” коррупция, в которой обвиняют ГРС? Ответ эксперта

Есть ли в Законе “О госзакупках” коррупция, в которой обвиняют ГРС? Ответ эксперта

Закон “О государственных закупках” является инструментом борьбы с коррупцией, но также может стать и способом расправы в политической борьбе. Многие политические скандалы в последнее время связаны именно с применением этого закона при проведении крупных государственных тендеров и конкурсов. Ярким примером может стать ситуация в ГРС, когда из-за тендера на биометрические паспорта председатель госоргана лишился поста, а на его заместителей и других госслужащих завели уголовное дело.

Kaktus.media обсудил ситуацию с законом с одним из ранних разработчиков закона – консультантом по госзакупкам Жылдыз Базакеевой.

– Очень многие государственные организации сталкиваются с проблемой при проведении тендеров и конкурсов. Например, с тендером по е-паспортам. Возможно, есть упущения в законе?

– Я считаю, что Закон “О госзакупках” у нас хороший, особенно в редакции 2015 года.

Проблема в том, что люди его трактуют совершенно по-разному, в угоду себе. Из-за этого случаются проблемы.

– Получается, там определения нечетко прописаны, что их можно трактовать как угодно?

– Возьмем ситуацию с ГРС. Одним из условий конкурса для участников было предоставление копий договоров об оказании аналогичных услуг в других странах. Это нормальное требование, потому что одним из условий закона является обязательное изучение опыта конкурсанта. Самое первое требование – быть опытным поставщиком. А жалобщик говорит: я опытный, только поверьте мне на слово. То, что от участников требовали предоставить договора – нормально, а отказ их предоставить – наоборот, неверно. Этот претендент участвует не первый год в конкурсах и знает условия (скорее всего, речь идет о компании “Мюльбауэр”, проигравшей тендер на e-паспорта, но подавшей жалобу по итогам тендера. – Прим. Kaktus.media). Своим отказом он поставил в неравные условия остальных участников конкурса.

Все участники обязаны выполнять условия и пройти требования конкурса, только потом идет рассмотрение цен. А поставщик давит на цену, не обращая внимания на опыт. На самом деле это неверно и противоречит закону.

– Очень часто после проведения тендеров и конкурсов гражданское общество, правоохранительные органы высказывают претензии по поводу того, что услугу купили дорогую. Или, наоборот, побеждает самый дешевый товар, но высказываются претензии из-за его качества.

– Все прописано в законе еще 20 лет назад.

Участник должен отвечать в первую очередь требованиям покупателя или заказчика, и только потом рассматривается предложивший наименьшую цену. Именно таким образом надо действовать. Когда покупатель/заказчик выбирает только дешевое, получается, что закупающий боится ответственности.

Наши правоохранительные и проверяющие органы высказывают всегда претензии: “Почему ты не берешь, тебе же дешевле предлагают?” Именно так было в случае ГРС.

Запомните: квалификация и качество на первом месте.

– Очень часто при организации тендера квалификационные требования создаются специально под определенный продукт или услугу. Как быть в таком случае?

– Если заказчик приобретает определенную услугу или товар, то он действительно дает четкие характеристики, и участники тендера понимают, чего от них хотят. Например, если я описываю без указания марки характеристики телевизора Х, то участники понимают, что я хочу именно телевизор Х, не У.

При этом закон дает право обжаловать тендер еще до подачи конкурсных заявок. Вообще, реализация закона зависит от квалифицированности участников и того, насколько участники конкурса знакомы со своими правами и обязанностями.

Из-за незнания своих прав и обязанностей появляется коррупция.

Например, в случае с ГРС я не согласна с ситуацией полностью. Потому что один из участников до начала тендера не указал на то, что он считает ошибкой. И если бы победу присудили именно компании с меньшей ценой, то тогда бы жалобы подали другие участники конкурса, включая победителя.

– Обжалование в независимой межведомственной комиссии при департаменте госзакупок и в судах может решить ситуацию?

– В случае со старым тендером по “Безопасному городу” все вопросы решены в судах. Есть еще межведомственные комиссии и административные меры воздействия. Можно решить все споры.

– Есть еще один подводный камень в Законе “О госзакупках” – закупки методом прямого заключения договора, которым злоупотребляют. И очень часто коррупция проявляется именно через прямое заключение договора.

– Не всегда. Прямой метод четко регламентирован. Через договор и любой проверяющий орган можно отследить коррупционные схемы. Тем более для прямого договора есть 19 условий. Еще 20 лет назад их было всего пять.

Да, в этой статье остались коррупционные моменты. Все из-за того, что при принятии закона Жогорку Кенеш внес слишком много поправок. Вот он и получился в таком виде.

– Сейчас депутаты предлагают поправки в законопроект, чтобы отдавалось предпочтение местным производителям и поставщикам. Но не всегда, к сожалению, они могут выполнить квалификационные требования конкурса и предоставить качественный товар. Или они могут выдавать товар других производителей за свой. Что вы думаете по поводу рисков такой инициативы?

– Все очень просто: нужно доказать происхождение товара. Если этого не будет, то не будет никаких льгот. При этом стоит помнить о том, что исполнитель обязан пройти все квалификационные требования. Закона не надо бояться, его нужно просто качественно исполнять.

https://kaktus.media/39089