В Кыргызстане после апрельской революции 2010 года громогласно заявили о начале перехода на парламентскую систему управления. В октябре того же года избрали новый парламент, выборы выиграла по сути оппозиционная партия, что создало впечатление грядущей жесткой конкуренции и ожесточенных баталий в стенах Жогорку Кенеша.
Но, как известно, ожидания не оправдались, и к концу работы того созыва от оппозиции ничего не осталось. Фракции представляли из себя неоднородную массу с несколькими лидерами. Разделение внутри фракций привело к тому, что некоторых партий вовсе не оказалось среди победителей выборов 2015 года, а депутаты прошлого созыва нашли удобные для себя позиции в списках других партий.
Меньше всего от этих процессов, по мнению некоторых экспертов, в то время пострадала Социал-демократическая партия Кыргызстана. Но после выборов президента 2017 года это настигло и одну из самых старейших и опытнейших партий страны. Раскол между партией и действующими депутатами, некогда избравшимися по ее списку, стал явным. А произошло это после ухода из власти лидера СДПК Алмазбека Атамбаева и избрания ставленника социал-демократов Сооронбая Жээнбекова.
Политолог Марс Сариев эти процессы считает вполне закономерными. Причина, по его мнению, кроется в затянувшемся процессе партийного строительства:
– Когда Кыргызстан обрел независимость, возникли партии – Социал-демократическая партия, социалистическая «Ата Мекен», либеральная «Республика». Но период партийного строительства затянулся – партии не опираются на идеологию, для них важнее корпоративные интересы политических групп, которые стремятся к власти, для конвертации ее в капитал.
Власть – наиболее рентабельный бизнес для наших политиков, которые еще не являются даже политиками в классическом смысле этого слова. Помните парламентские выборы 2010 года? Тогда СДПК вошла с коалицию с «Ата Журтом». Но понимаете, что никакая политическая платформа не должна была способствовать такому альянсу. Это был корпоративный сговор интересов.
Политики, наработавшие определенный опыт в предыдущем созыве, к следующему уже решились создать свои партии и побороться за депутатские мандаты. Но уже сейчас некоторые лидеры партий потеряли статус руководителей фракций, а включенные ими в предвыборные списки депутаты управляют фракциями. А партии, имеющие представительство в Жогорку Кенеше, не проявляют активности, за исключением одной-двух. В СДПК ожидаемо утвердили председателя. Пост занял экс-президент Алмазбек Атамбаев. Но это обстоятельство не остановило процесс раскола внутри политорганизации.
Общественный деятель Алмазбек Акматалиев уверен, что устойчивость партии зависит от того, какое место занимает в государстве ее лидер, что не есть хорошо:
– Основная проблема в том, что нашим партиям максимум лет по 10. Классических партий по типу западных, объединенных по идейным принципам, почти нет. Вторая причина заключается в том, что все партии «персоналистского» типа. То есть, они основаны вокруг одной личности, но идей особых нет. Они сформировались вокруг одной личности и зависят от положения, которое на какой-то момент занимает этот человек.
Атамбаев был президентом, СДПК еще как-то жила, программы какие-то выдвигала, за власть боролась. Любая конструкция, которая держится на одной точке, даже если точка такая, например, харизматичная, сильная как Атамбаев личность, априори она слабая, не стабильная. То же самое сейчас ожидает и «Республику – Ата Журт». Она держалась на одном Бабанове, и сейчас непонятно, что будет.
Эксперт по государственному управлению Алишер Мамасалиев в свою очередь считает, что именно партии-личности добиваются лучших результатов по итогам выборов. Но вместе с этим, по его мнению, для того, чтобы партии наполнились идеологическим содержанием требуется еще 5-6 выборных периодов:
– После того, как Конституция позволила политическим партиям стать субъектами в политическом процессе, начиная с 2007 года, когда в парламент начали избираться по пропорциональной системе, партии стали проводниками политиков, которые имели цель реализовывать свою работу в представительных органах власти.
Этот процесс непростой. Нельзя представить картину, что по прошествии 3,5 или даже 10 лет партийная система в Кыргызстане станет развитой. Как показывает практика, для этого необходимо минимум 5-6 выборных периодов. Но я далек от того, чтобы говорить, что все партии являются бутафорией. Сегодня внутри партий и околопартийных площадках происходит центростремительное движение, когда люди переходят из одной партии в другую. Но в большинстве своем, в процентах 80, партии, которые реально участвуют в выборах и преодолевают порог – это партии лидеров.
Официальной причиной отправки в отставку правительства стали разногласия между ветвями власти. Партии власти буквально несколько месяцев назад одобрявшие работы правительства, 19 апреля дружно выразили ему вотум недоверия. Политолог Марс Сариев отмечает, что в таких условиях трудно представить, что в дальнейшем все ветви власти будут нормально функционировать:
– Электорат смотрит не на идеологическую платформу, а на «вожаков». Поэтому мы и наблюдаем в последнее время печальную картину – голосование по отставкам генпрокурора, премьер-министра. Сегодня одобрили, а завтра вотум недоверия – это немыслимо для классических партий и классической партийной системы. Так и будет продолжаться дальше – борьба за ресурсы, борьба политических группировок.
К сожалению, говорить, что парламент и другие ветви власти будут нормально функционировать в таких условиях, не приходится. Я думаю, что раскол в СДПК будет вести к трансформации политической системы. Будущее все-таки за теми партиями, которые опираются на идеологию и будут работать с массами.
Алишер Мамасалиев подчеркивает, что такая ситуация в ветвях власти – это отражение запросов избирателей. То есть, по его словам, среди населения пока нет спроса на партии с идеологической начинкой, а приоритет ставится на решение каких-то локальных проблем:
– Пока электорат не готов делать выбор, исходя из программных или партийных соображений. Электорат не разбирается, что такое либеральная, что такое консервативная, социал-демократическая идеология или социалистическая. Пока нет спроса на это, и партии не заинтересованы в этом и не видят смысла позиционироваться как партия, которая имеет свои взгляды на развитие экономики, средств массовой информации.
Какие запросы у электората? Это решение каких-то локальных проблем – починить арык, построить мост, школу. Каков спрос, таково и предложение. Что партия предлагает? Людей, которые имеют ресурсы для решения проблем на местах и свой электорат. Как только лицо, представляющее эту партию, появляется во власти, соответственно, эта партия укрепляется ресурсами. Появляются административные, финансовые, человеческие и политические ресурсы. Как только лицо теряет свой политический статус, происходит то же самое, только в обратную сторону.
Новое правительство под руководством Мухаммедкалыя Абылгазиева только приступило к работе. Удастся ли ему угодить всем ветвям власти, при этом не забыв и о своей основной функции, покажет время. Многое будет зависеть и от того, как трансформируются партии к выборам 2020 года в парламент. Уже сейчас ясно, что партийные списки к тому времени претерпят кардинальные изменения и, скорее всего, на политической арене возникнут новые сильные партии, а может, и партии сильных личностей.
https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan_politika_partii/29191579.html