Рус Кырг Eng

Обращение представителей НКО о проекте закона об опубликовании финансовых отчетов НКО

Обращение представителей НКО о проекте закона об опубликовании финансовых отчетов НКО

Жогорку Кенешу, президенту, премьер-министру, омбудсмену, гражданам Кыргызской Республики

ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ

представителей НКО Кыргызстана относительно проекта закона об опубликовании финансовых отчетов НКО

3 марта 2020 года г.Бишкек

Мы, представители НКО сектора Кыргызстана обеспокоены законодательной инициативой депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Райымкулова Б., Кыдыралиева У., Примова У., Мусабековой Ж., Турусбекова Б., Маматалиева М., Строковой Е., Исмаиловой А. инициировавших 6 февраля 2020 года проект закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Законы Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях», «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)»)» (далее – законопроект).

В настоящее время в Кыргызской Республике некоммерческие организации (НКО) так же, как коммерческие организации, регулярно сдают в государственные органы три отчета: в налоговые органы, Социальный фонд и органы статистики. Законопроектом предлагается ввести новый четвертый отчет для НКО, который должен включать в себя информацию об источниках формирования и направлениях расходования имущества НКО и ежегодно до 1 апреля публиковаться на сайте Министерства юстиции Кыргызской Республики.

Главными аргументами авторов и сторонников данного законопроекта являются следующие: «Почему НКО боятся публикации своих отчетов? Если они боятся публикации своих отчетов, то, скорее всего, им есть что скрывать!».

Мы не боимся публикации отчетов. В статье 1 Конституции Кыргызской Республики написано о том, что Кыргызстан – это демократическое государство. Мы хотим, чтобы в Кыргызстане деятельность НКО регулировалась также как и в других демократических государствах. В демократических государствах уже сформированы стандарты и принципы регулирования деятельности НКО, здесь не нужно заново «изобретать колесо».

В частности, в пункте 225 Руководящих принципов по свободе объединений, разработанных ОБСЕ/БДИПЧ и Венецианской комиссией, говорится следующее: «Недопустимо требовать от объединений (НКО) предоставления большего количества отчетов и информации, чем это требуется от других юридических лиц (например, от коммерческих предприятий); следует обеспечивать равенство между различными сферами деятельности».

Как известно, Кыргызстан в 1994 году присоединился к Международному Пакту о Гражданских и Политических Правах (МПГПП) и к его Первому факультативному протоколу. Все страны, которые присоединились к данному Пакту, берут на себя следующие обязательства:

1) граждане этой страны имеют право обращаться в Комитет ООН по правам человека, в случае нарушения прав, предусмотренных в данном Пакте,

2) государство признает и исполняет решения Комитета ООН по правам человека,

3) решения Комитета ООН по правам человека становятся прецедентами, то есть обязательными правилами при регулировании аналогичных отношений во всех странах, которые присоединились к данному Пакту.

Комитет ООН по правам человека неоднократно рассматривал дела по заявлениям граждан и НКО по праву граждан на объединение и выносил по ним решения о том, что НКО – это объединение граждан, регулирование деятельности простых НКО (которые не получили статус благотворительной или общественно-полезной организации и не пользуются налоговыми льготами) должно осуществляться также (или не сложнее) регулирования деятельности коммерческих организаций.

Законопроектом устанавливается новый отчет только для НКО, но не для коммерческих организаций. В связи с чем, законопроект является дискриминационным для НКО, так как нарушает принцип «равного регулирования», закрепленный в вышеуказанных международных документах по регулированию деятельности НКО.

В справке-обосновании к законопроекту авторы написали о том, что такого рода отчеты для НКО (аналогичные тем что они предлагают в законопроекте) существуют в странах Европы (Великобритании, Германии, Венгрии) и некоторых странах СНГ (Казахстане, Таджикистане, Туркменистане, Армении, Азербайджане и Беларусь). Это не соответствует действительности:

1) Во всех странах Европы требования по опубликованию отчетов на сайте в Интернете установлены не для всех НКО, а только в отношении узкого круга НКО, которые получили статус благотворительных или общественно-полезных организаций, взамен на предоставленные им налоговые льготы. В Кыргызстане также разработан проект Закона о благотворительных организациях, который предусматривает публикацию отчетов благотворительных организаций на сайте Государственной налоговой службы. В скором времени данный законопроект будет инициирован в Парламенте.

2) В указанных авторами законопроекта странах СНГ нет требования по опубликованию финансовых отчетов простых НКО на сайте в Интернете. Даже в соседнем Казахстане НКО лишь предоставляют дополнительный отчет Министерству информации РК – ежеквартально на флэшке, но этот отчет не публикуется для всеобщего обозрения. Однако даже этот отчет (в Казахстане) нарушает принципы регулирования деятельности НКО в демократических странах. В связи с чем, несмотря на то, что Казахстан уже несколько раз подавал заявления для вступления в OGP – Партнерство «Открытое правительство», — эту страну не принимают в OGP. Как известно, Кыргызстан был принят в OGP сразу после первого заявления, так как в стране не было дискриминационных для НКО законов и существовали институты гражданского участия.

Следует отметить, что авторы законопроекта избегают открытого обсуждения с представителями НКО, которые не согласны с дискриминационными предложениями депутатов ЖК.
В связи с этим было бы правильно организовать по данному законопроекту парламентские общественные слушания, где представители НКО могли бы высказать депутатам парламента свои аргументы против принятия данного законопроекта.

Если будет принят данный законопроект, Кыргызстан, тем самым, сделает первый шаг для перехода из группы демократических стран в группу тоталитарных стран мира, где попираются права человека и нарушаются демократические стандарты и принципы.

На основании вышеизложенного,

МЫ ОБРАЩАЕМСЯ:

К депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики с предложением – (1) провести парламентские общественные слушания по данному законопроекту с широким участием представителей НКО, (2) отклонить данный законопроект;

К депутатам Жогорку Кенеша, Президенту, Правительству, Омбудсмену Кыргызской Республики – (1) обеспечить защиту фундаментальных прав и свобод человека в Кыргызской Республике, (2) сохранить демократическое развитие страны, как это прописано в Конституции Кыргызской Республики

1. ОЮЛ «Ассоциация «Смарт Жаран», Убышева Эркина

2. ОФ «Институт Медиа Полиси», Усенова Бегаим

3. ОФ «Контент–медиа», Жалил Сапаров

4. ОФ «Психическое здоровье и общество», Макенбаева Бурул

5. ОО «Эркин гезит», Гульнара Джурабаева

6. ОФ «Правовая клиника «Адилет», Джакупова Чолпон

7. ОО «Журналисты», Марс Тулегенов

8. ОФ «Центр анализа государственной политики», Тажыбай Алмаз

9. ОФ «Фонд расследовательской журналистики», Адель Лаишева

10. Центр социальных инноваций и развития, Аида Алымбаева

11. ОО «Медиашкола «Ынтымак» им.Т.Турсуналиева», Данияр Садиев

12. ОФ «Гражданские инициативы», Динара Ошурахунова

13. ОФ «Наш Век», Чинара Айтбаева

14. ОФ «Центр Медиа Развития», Нургуль Абдыкеримова

15. Фонд «Гражданское участие», Айдар Мамбетов

16. Медет Тюлегенов

17. Анар Мусабаева

18. Умай Арыкова