Банковское лобби или финансовая безопасность страны превыше всего?
![Банковское лобби или финансовая безопасность страны превыше всего?](https://platforma.kg/wp-content/uploads/2020/04/4-5.jpg)
15 апреля 2020 года депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Г.Асылбаевой, А.Абжалиевым, С.Айдаровым, И.Гайпкуловым, П.Тулендыбаевым, А.Осмоновой, Э.Байбакпаевым внесен на общественное обсуждение проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» за № 6-6707/20 от 15.04.20
Настоящим проектом вносятся изменения в законы «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» и в Налоговый Кодекс КР.
Прежде всего надо отметить, что Национальный Банк Кыргызской Республики, как государственный орган, которому в соответствии со статьей 105 Конституции Кыргызской Республики предоставлены обширные полномочия, осуществляет надзор за банковской системой Кыргызской Республики, определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике, разрабатывает и осуществляет единую валютную политику, обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков, реализует различные формы и принципы банковского финансирования. На основании этой нормы, а также Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», Национальный банк является регулятором банковского сектора, проводит единую валютную политику, определяет порядок осуществления операций в иностранной валюте, устанавливает рыночный механизм обмена валют, провозглашает свободу перемещения из-за границы и за границу иностранной валюты и выраженных в ней ценных бумаг. Другими словами, Национальный Банк Кыргызской Республики уникальный государственный орган, регулирующий важные сферы экономической стабильности нашей страны, однако, правом законодательный инициативы Национальный Банк не обладает и для продвижения законопроектов и вносимых изменений они могут выбрать либо депутатов Жогорку Кенеша в качестве инициаторов, либо Правительство КР.
Вносимые изменения предлагают исключить обменные бюро из числа субъектов, осуществляющих обменные операции на территории Кыргызской Республики. Так, в статье 36 Закона КР «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» от 16 декабря 2016 года предполагается убрать абзац, дающий дефинитивное определение обменного бюро. Таким образом, согласно пункту 2 этой же статьи, операции по купле-продаже (обмену) наличной и безналичной национальной и/или иностранной валюты на территории Кыргызской Республики будут осуществляться только у банков, специализированных финансово-кредитных учреждений, микрофинансовых компаний, микрокредитных компаний, кредитных союзов, имеющих соответствующую лицензию Национального банка.
В Налоговый Кодекс КР предлагаются внести изменения в статью 348, которая определяет виды субъектов, которые уплачивают налог на основе обязательного патента и исключить пункт 5, обменные бюро из этой категории субъектов, а также в статью 349 «Объект налогообложения, налоговая база и ставка налога», из которой таким же образом предлагают убрать пункт 5, определяющий сумму 20000 сом как базовую ставку обязательного патента обменных бюро.
Законопроектом вносятся изменения и в Закон КР «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», где исключается подпункт 8, определявший обменные бюро финансовыми учреждениями, с соответствующими обязанностями по противодействию отмыванию преступных доходов.
Таким образом, вышеуказанные изменения внесут полный запрет на деятельность обменных бюро, и одним из многозначительных доводов инициаторов является то, что «обменные бюро, воспользовавшись ситуацией неопределенности и нервозности, связанной с событиями в стране и общий мировой экономический кризис, а также распространение коронавирусной инфекции COVID-19, выставили на вторичном рынке необоснованные обменные курсы на доллары, и вызвали в последующем искусственный ажиотаж и соответственно повышение спроса на иностранную валюту». Однако, исключение этого вида коммерческой деятельности напоминает усилие вырвать то, что не в состоянии контролировать Национальный Банк КР, или не хочет тратить свои ресурсы на сей малозначительный сегмент. Пострадает ли валютный рынок Кыргызстана от этого, покажет время…
Жанна Ковальчук, специалист по парламентаризму.