Банковское лобби или финансовая безопасность страны превыше всего?
15 апреля 2020 года депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Г.Асылбаевой, А.Абжалиевым, С.Айдаровым, И.Гайпкуловым, П.Тулендыбаевым, А.Осмоновой, Э.Байбакпаевым внесен на общественное обсуждение проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» за № 6-6707/20 от 15.04.20
Настоящим проектом вносятся изменения в законы «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» и в Налоговый Кодекс КР.
Прежде всего надо отметить, что Национальный Банк Кыргызской Республики, как государственный орган, которому в соответствии со статьей 105 Конституции Кыргызской Республики предоставлены обширные полномочия, осуществляет надзор за банковской системой Кыргызской Республики, определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике, разрабатывает и осуществляет единую валютную политику, обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков, реализует различные формы и принципы банковского финансирования. На основании этой нормы, а также Закона «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», Национальный банк является регулятором банковского сектора, проводит единую валютную политику, определяет порядок осуществления операций в иностранной валюте, устанавливает рыночный механизм обмена валют, провозглашает свободу перемещения из-за границы и за границу иностранной валюты и выраженных в ней ценных бумаг. Другими словами, Национальный Банк Кыргызской Республики уникальный государственный орган, регулирующий важные сферы экономической стабильности нашей страны, однако, правом законодательный инициативы Национальный Банк не обладает и для продвижения законопроектов и вносимых изменений они могут выбрать либо депутатов Жогорку Кенеша в качестве инициаторов, либо Правительство КР.
Вносимые изменения предлагают исключить обменные бюро из числа субъектов, осуществляющих обменные операции на территории Кыргызской Республики. Так, в статье 36 Закона КР «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» от 16 декабря 2016 года предполагается убрать абзац, дающий дефинитивное определение обменного бюро. Таким образом, согласно пункту 2 этой же статьи, операции по купле-продаже (обмену) наличной и безналичной национальной и/или иностранной валюты на территории Кыргызской Республики будут осуществляться только у банков, специализированных финансово-кредитных учреждений, микрофинансовых компаний, микрокредитных компаний, кредитных союзов, имеющих соответствующую лицензию Национального банка.
В Налоговый Кодекс КР предлагаются внести изменения в статью 348, которая определяет виды субъектов, которые уплачивают налог на основе обязательного патента и исключить пункт 5, обменные бюро из этой категории субъектов, а также в статью 349 «Объект налогообложения, налоговая база и ставка налога», из которой таким же образом предлагают убрать пункт 5, определяющий сумму 20000 сом как базовую ставку обязательного патента обменных бюро.
Законопроектом вносятся изменения и в Закон КР «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», где исключается подпункт 8, определявший обменные бюро финансовыми учреждениями, с соответствующими обязанностями по противодействию отмыванию преступных доходов.
Таким образом, вышеуказанные изменения внесут полный запрет на деятельность обменных бюро, и одним из многозначительных доводов инициаторов является то, что «обменные бюро, воспользовавшись ситуацией неопределенности и нервозности, связанной с событиями в стране и общий мировой экономический кризис, а также распространение коронавирусной инфекции COVID-19, выставили на вторичном рынке необоснованные обменные курсы на доллары, и вызвали в последующем искусственный ажиотаж и соответственно повышение спроса на иностранную валюту». Однако, исключение этого вида коммерческой деятельности напоминает усилие вырвать то, что не в состоянии контролировать Национальный Банк КР, или не хочет тратить свои ресурсы на сей малозначительный сегмент. Пострадает ли валютный рынок Кыргызстана от этого, покажет время…
Жанна Ковальчук, специалист по парламентаризму.