Рус Кырг Eng

О гарантированной государством юридической помощи

О гарантированной государством юридической помощи

На общественное обсуждение с 08.04.2020 выставлен проект Закона Кыргызской Республики «О гарантированной государством юридической помощи».

Инициатором выступает депутат Жогорку Кенеша А.Кодуранова.

Авторы проекта предлагают новую редакцию закона «О гарантированной государством юридической помощи», в связи с чем будут указаны основные положения по которым действующая редакция отличается от предлагаемого проекта.

Прежде всего, в проекте закона «О гарантированной государством юридической помощи» четко установлены цель, предмет регулирования и сфера действия закона, которые охватывают круг лиц, на которых будет распространяться положения данного закона, цели закона, среди которых конституционное право на лиц на доступ к правосудию, и правовой статус уполномоченного органа по координации и реализации политики в сфере гарантированной государством юридической помощи.

В отличие от действующего закона, ясно прописаны цели закона, которые помимо упомянутого права лиц на доступ к правосудию, устанавливает и такие как «обеспечение справедливого судебного разбирательства и создание более эффективной, справедливой, подотчетной и основанной на верховенстве права и защите основных прав человека, системы отправления правосудия».

Новыми в проекте, также являются принципы, указанные в статье 3 законопроекта, и гарантирующие, помимо упомянутых в действующей редакции закона, еще и не дискриминацию и наилучшее обеспечение интересов несовершеннолетнего, что безусловно является одним из положительных моментов законопроекта.

Значимым является и то, что законопроект устанавливает образование подведомственных подразделений уполномоченного органа и его территориальные подразделения, правовой статус и порядок осуществления деятельности которых будет определяться Правительством Кыргызской Республики. Таким образом, официально закрепляются органы областного и районного значения, которые будут осуществлять управление гарантированной государством юридической помощью.

Осталось неизменным положение п.1 статьи 8 действующего закона о праве на получение квалифицированной юридической помощи лицами, чей совокупный годовой доход не превышает 60-кратного размера минимальной заработной платы (на 2020 год размер минимальной заработной платы составляет 1854 сома согласно закону КР «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2020 год и прогнозе на 2021–2022 годы»).

Несомненно, одним из самых важных новшеств законопроекта является внесение в список лиц, которые обладают льготным правом на получение квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве таких субъектов, как жертвы семейного насилия, беженцы, и лица, личность, которых не установлена органами уголовного преследования. Этим, и охваченным статьей 8 действующего закона лицам,  юридическая квалифицированная помощь по уголовным делам и делам о проступках будет предоставлена вне зависимости от размера годового дохода. Необходимо также отметить, что правом на получение квалифицированной юридической помощи в сфере уголовного судопроизводства в законопроекте наделяются как граждане Кыргызской Республики, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства и беженцы. Однако, такую же помощь в гражданском и административном судопроизводстве смогут получить лишь граждане Кыргызской Республики, что ограничивает всех остальных субъектов, как беженцы и лица без гражданства, а также иностранные граждане.

Заслуживающим внимания отличием законопроекта отмечается и то, что роль территориальных адвокатур областей, городов Бишкек и Ош в оказании профессиональной юридической помощи не упомянута (практика показала, что возложенные функции не исполнялись), и основная нагрузка на обеспечение гарантированной юридической помощи ложится на территориальные подразделения уполномоченного органа и координатора, как официального лица, принимающего решение о предоставлении вышеуказанной помощи лицам. Кроме того, детально определены права и обязанности адвокатов, оказывающих юридическую помощь и отдельным пунктом 2 статьи 20 в законопроекте устанавливается, что адвокат «…не имеет право на денежное вознаграждение за оказанную квалифицированную юридическую помощь по одному и тому же делу из других источников, за исключением государственного бюджета», что опять же гарантия для граждан, которые могут быть уверены, что адвокат не затребует оплаты услуг, ссылаясь на разные причины.

Финансирование гарантированной государством квалифицированной юридической помощи остается неизменным: из республиканского бюджета, однако, в законопроекте указано, что только Правительство Кыргызской Республики утверждает тарифы и порядок оплаты оказанной адвокатом квалифицированной юридической помощи, которая будет осуществляться подведомственным подразделением уполномоченного органа.

Напоследок хотелось бы заметить, что законопроект навеян временем: судебная практика и статистика безжалостно указала на самые уязвимые места действующего закона, и пришло время привести в действие более реальный и устойчивый механизм по оказанию гарантированной юридической помощи населению.

 

Автор статьи – Жанна Ковальчук, специалист по парламентаризму.